Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Персидский царь в рваном одеяле, съестные посылки от Красного Креста и Пуримшпиль в немецком концлагере…

Их привозили из Освенцима несколькими группами, человек по двадцать. Человек? Скорее, они были похожи на скелеты: треугольные лица, заостренные подбородки, впалые щеки, вместо губ — синеватые полоски. Единственной заметной чертой были их глаза: необычайно большие и странно блестящие, почти светящиеся. На жаргоне концлагерей такой человек назывался «музельман» — мусульманин. Прозвище означало не только крайнюю степень физического истощения: это были ходячие мертвецы, потерявшие желание жить.

«Мусульмане» были родом из Лодзи. Когда из Освенцима их привезли сюда, во внешний лагерь Дахау №10, они сначала думали, что попали в рай. Лагерь стоял посреди пасторального пейзажа, окруженный лугами и полями. Но немцы в Дахау были теми же садистами и убийцами, что и в Освенциме. Большинство лодзинцев умерли вскоре после прибытия — от каторжных работ, избиений и голода.

Дахау не был лагерем смерти, и его заключенные с ужасом слушали рассказы о том, как в Освенциме каждый день убивают газом тысячи евреев. Эти истории казались им невероятными. Газовые камеры в Дахау не использовались для массового уничтожения: там «только» проводились эксперименты по воздействию отравляющих газов на людей.

Некоторые лодзинцы рассказывали, что уже стояли раздетыми перед газовыми камерами, когда им вдруг приказали одеться и отправили в Германию. Немцы, должно быть, действительно нуждались в рабочих, если отправляли из Польши даже доходяг.

К марту 1945 года в живых их них осталось лишь несколько человек. Одного из них называли «Хаим Раввин». Никто не знал, был ли он на самом деле раввином, но он всегда мыл руки и произносил благословения перед едой, знал даты еврейского календаря и помнил наизусть молитвы. Время от времени, когда немцы не видели, он приглашал и других евреев помолиться Маарив с ним вместе. Может, он и не был настоящим «музельманом»: даже после Освенцима продолжал лелеять надежду выжить, жениться и завести десятерых детей…

Как-то в середине марта, в воскресенье, заключенным дали выходной. После завтрака, состоящего из ломтика заплесневелого хлеба, крошечного кусочка маргарина и коричневой тепловатой воды, заменяющей кофе, все пошли обратно в бараки, чтобы выспаться, но, не доходя до бараков, невольно начали поворачивать головы в сторону.

Там, на снегу, стоял «Хаим Раввин». На голове его была бумажная корона, сделанная из мешка из-под цемента, а на плечах висело рваное одеяло. Одеяло, видимо, выполняло роль мантии, поскольку к нему были прикреплены звезды, вырезанные из того же мешка.

Все заключенные — и евреи, и не евреи — уставились на Хаима. Ничего подобного они никогда не видели. Хаим приплясывал на снегу и выкрикивал странные слова: «Амана на виселицу! Амана на виселицу!» А потом запел на смутно знакомый мотив: «Я Ахашверош, Ахашверош, царь персов!»

Все решили поначалу, что бедный Хаим потерял разум. Но глаза его были совершенно ясны, когда он, задрав голову и по-царски вытянув правую руку, продолжал: «Амана на виселицу! И когда я говорю “Аман”, мы все знаем, о каком Амане идет речь!»

Человек пятьдесят окружили новоиспеченного «персидского царя», но даже евреи не могли взять в толк, что он говорит и зачем нацепил на себя корону и одеяло со звездами. «Хаим Раввин» посмотрел вокруг себя и воскликнул на идише: «Евреи, что с вами?! Сегодня Пурим! Давайте сделаем Пуримшпиль

Слово «Пурим» отозвалось чем-то далеким, теплым, детским: костюмами, «ушами Амана», праздничной суетой, горячими пельменями… Только Хаим и помнил про Пурим, но когда он предложил разыграть пуримскую историю, в толпе начали улыбаться. «Ты будешь Эстер, ты — Мордехай, ты — Вашти… Кто готов быть Аманом?» — распоряжался Хаим, и лица евреев светлели, преображались.

— А мишлоах манот, съедобные подарки, тоже будут? — спросил кто-то, вспомнив из детства еще одну радость Пурима.

— Конечно, будут! — пообещал Хаим. Никто ему не поверил, но это было неважно. Все танцевали, пели и веселились на снегу, почти не чувствуя голода.

И все же чудо произошло. Международный Красный Крест впервые направил свою делегацию в Дахау именно в тот мартовский день. Евреи не верили своим глазам, принимая из рук этих людей самые драгоценные мишлохей манот, которые им приводилось получать: каждому досталось по целой банке сгущенки, по маленькой плитке шоколада, по коробочке кускового сахара и по пачке сигарет.

Можно ли представить себе их радость? Можно ли ее описать? Они умирали от голода, и вдруг в Пурим — небесные дары, как обещал «Хаим Раввин». Евреи обменивались полученными посылками друг с другом, веселились и пировали так, как будто не было вокруг них колючей проволоки, как будто не стояли на вышках солдаты с автоматами…

Предсказание «Хаима Раввина» сбылось всего два месяца спустя. Аман XX века по имени Адольф Гитлер «отправился на виселицу», застрелившись в Берлине, а узники Дахау были освобождены.

В этой истории есть какая-то ошибка. Либо рассказчик неточно ее запомнил, либо «Хаим Раввин» что-то перепутал. Пурим в 1945 году пришелся на вторник, 27 февраля: это была не середина марта и не воскресенье. Но в тот счастливый день евреи Дахау исполнили две из четырех заповедей Пурима: праздничный пир и веселье и обмен съестными подарками. Даже если настоящий Пурим они пропустили и праздновали его не вовремя — кто их осудит? Ведь может быть, именно в этот день силы их были совсем на исходе, и только пуримский свет дал им надежду дожить до свободы.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.