Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О нашем мировоззрении и связи недельной главы Микец с Ханукой

Эта глава читается в неделю, на которую приходится Ханука.

Конфликт в семье Яакова, начавшийся между Йосефом и братьями, продолжается и во время ханукальных событий, которые начались именно с гражданской войны и не закончились и до нашего времени.

Один из самых важных аспектов этого конфликта — отношение к галуту.

Братья считают, что галут нужно переждать, отделившись и как можно меньше соприкасаясь с аборигенами.

Йосеф получил от Яакова знания, выученные им в ешиве Шема и Эвера, как быть праведным в поколении Потопа, то есть противостоять разврату, и также в поколении Вавилонской башни, то есть не идти к «великим целям» создания себе имени.

Позиция Йосефа по поводу галута противоположна позиции братьев: насколько можно активно влиять на ситуацию. Йосеф хочет ассимилировать Египет.

Опасность обоих подходов достаточно очевидна.

Мидраш в таких образах описывает ситуацию.

Братья — Йосефу: «Твои потомки поставят идолов в Израиле».

Йосеф — братьям: «Ваши потомки будут бегать и поклоняться тем идолам, которых поставят мои потомки».

Ханука (חנוכה) имеет один корень со словом (חינוך) хинух (образование)

Как дать детям (и себе) еврейское образование?

С правильным мировоззрением, мироощущением и приоритетом ценностей?

И при этом сделать прививку против негативных влияний, чтобы и наши дети, как и мы, могли бы им противостоять?

Как известно, Ханука началась с гражданской войны.

Ханукальная вставка в молитве говорит о том, что Творец предал «тмеим бе-яд теhорим» — «духовно-нечистых в руки духовно-очищенных».

Но טמאים тмеим (от טומאה тум'а — «духовная нечистота») могут быть только евреи.

Самая гражданская война — это война внутри нас.

И ассимиляция — процесс, также идущий постоянно и внутри нас.

Когда мы даже незаметно для нас впускаем внутрь Их взгляды, Их систему ценностей, мы ассимилируемся.

Когда мы меняем себя под влиянием Творца и Его Торы, мы способны ассимилировать Их.

Но ещё глубже и труднее найти правильный баланс между личным подходом и принадлежностью даже к правильной группе.

И здесь есть опасность ассимиляции в «религию».

Живое общение с Творцом — это не «я Тебе молитву три раза в день, а Ты мне за это достаток».

Это не «я беру хумрот (устрожения), потому что так делают вокруг» — беру и ненавижу.

Или я молюсь с такой скоростью, что у меня нет времени сконцентрироваться на том, что я говорю, и как это относится ко мне лично. Потому что так молятся все вокруг меня.

Я слишком горд, чтобы молиться или читать Теилим (псалмы) на понятном мне языке, хотя я не понимаю и половины того, что я читаю.

В результате наши внутренние дети, которым мы должны дать духовные знания, вообще остаются за бортом.

«Не делайте из иудаизма религию», — говорил рав М. Вайнберг.

Наш личный вклад в Тору (но именно в Тору) уникален и безумно ценен.

Также как ценно умение быть и чувствовать себя частью еврейского общества, соблюдающего Тору, получая то самое вкусное, чем оно нас способно накормить, и получая тот свет, которое оно излучает.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.