Темы: Недельная глава, Ваера, Авраам, Раввин Бенцион Зильбер
В эпизоде с тремя путниками, которых принимает Авраам, больше всего, наверно, поражает то обстоятельство, что ради них Авраам-авину прервал беседу с Б-гом, явившимся ему на третий день после обрезания.
Получается, говорит Талмуд, который пристально рассматривает каждую деталь этого эпизода в Торе, что принять гостей – задача более высокая, чем принять Шехину, Присутствие Всевышнего, т.е. – чем говорить с Б-гом. Как это может быть? Достигнуть духовного уровня, на котором человек способен говорить с Б-гом, – это очень много. Но еще более высокого уровня, говорят мудрецы, достигает человек, который уподобляется Всевышнему в своих действиях, который подражает Его качествам. А принимать гостей, предоставить кров бездомному и еду – голодному, т.е. творить добро, значит выполнять действие, подобное действиям Всевышнего.
Таков один из аспектов, в котором рассматривается данный вопрос, разумеется, не единственный. Но мы пока ограничимся этим и на тему гостеприимства вспомним такую историю. Рассказывают, что как-то рав Иосеф-Дов Соловейчик, находясь в дороге, остановился на постоялом дворе. Рав был одет просто, выглядел как обычный еврей, и хозяин, не узнав в нем величайшего мудреца поколения, имя которого было известно каждому еврею, принял его не слишком любезно. Сказал, что в доме и без того тесно, и отвел раву место для ночлега в коридоре.
Ночью на постоялый двор явился хасидский ребе с большой группой учеников, был с почетом принят и препровожден в номер. Проходя по коридору, ребе увидел рава Соловейчика и изумился: Как? Что? Рав Иоши-Бер (идишский вариант имени)! Вы здесь?! По каким делам?
Хозяин двора, ужаснувшись своей ошибке, просил у рава Соловейчика прощения.
– Хотите, чтобы я вас простил? – отвечал рав Иосеф-Дов. – Тогда приезжайте ко мне в Бриск.
Побывав в Бриске, хозяин постоялого двора своими глазами увидел, как выглядит гостеприимство рава. На прощание рав сказал ему:
– Как ты думаешь, почему в Талмуде так много говорится о гостеприимстве Авраама и так мало – о гостеприимстве Лота?
(В Торе описывается, как Лот принимал у себя двух ангелов, и происходило это не где-нибудь, а в Сдоме, где вообще категорически запрещалось принимать гостей. Лот рисковал и собой, и своими домашними!)
– Лот принимал ангелов, – продолжал рав, – а Авраам – просто путников. Принять ангелов каждый может, а вот простого человека? Ты не знал, что я Брискер ров. Ну, а простых евреев как надо принимать?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина