Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Девятое испытание Авраама. История Ишмаэля и его потомков

Девятое испытание: Ишмаэль родился и вырос с луком в руке, как сказано: «И был стрелком из лука»[516]. Он брал лук и стрелы и охотился на птиц. Однажды он увидел Ицхака, который сидел один, и пустил в него стрелу, чтобы убить. Сара увидела это, рассказала Аврааму о том, что делал Ишмаэль Ицхаку, и потребовала: «Завещай Ицхаку всё, что Всевышний поклялся дать тебе и твоему потомству (Землю Израиля)! Не будет сын этой рабыни наследовать с моим сыном Ицхаком», как сказано: «И сказала Аврааму: “Прогони эту рабыню и ее сына”»[517]. Сара сказала Аврааму: «Напиши гет (разводное письмо) и изгони эту рабыню и ее сына от меня и от моего сына, в этом мире и в будущем мире».

Из всех испытаний, постигших Авраама до сих пор, это было самым тяжким и казалось ему самым горьким, как сказано: «И очень горько стало Аврааму из-за сына его» — из-за его поведения[518]. Сказал раби Йеуда: в ту ночь Всевышний явился Аврааму и сказал ему: «Авраам, разве тебе неизвестно, что Сара была предназначена тебе в жены еще в чреве матери своей?! Она — предназначенная тебе пара. Агарь не названа твоей женой, а Сара не названа твоей рабыней, а сказано: “Но Сара, жена твоя, родит тебе сына”[519]. Агарь не названа твоей женой, а названа твоей рабыней. Во всём, что говорила Сара, она была права». И сказано: «И сказал Бог: “Не переживай за сына и за рабыню”[520]. Авраам встал рано утром, написал гет, отдал Агари и отослал ее и своего сына Ишмаэля от себя — в этом мире и в будущем мире, как сказано: “И встал Авраам рано утром, и взял хлеб и бурдюк с водой. и отослал ее”»[521]. Авраам отослал ее, дав ей гет, и повязал ей пояс, который

волочился за ней по земле, чтобы все знали, что она рабыня, и чтобы знать самому, куда они пошли, чтобы можно было видеться с Ишма-элем. В заслугу Авраама вода в бурдюке не иссякала. Но когда Агарь «блуждала по пустыне» — стала обращаться к идолу, которому служили в доме фараона, ее отца, и вода в бурдюке тут же иссякла. Поэтому она «бросила сына», который заболел[522]. Ишмаэлю было 24 года, когда он покинул дом Авраама, а Ицхаку было 10 лет.

«И пошла, и блуждала (ватэта) по пустыне»[523]. Блуждала — ватэта — имеется в виду «служила идолам», о которых сказано: «Они тщета, плод заблуждения (таатуим)»[524]. Душа Ишмаэля истомилась от жажды, он бросился под бурьян в пустыне и взмолился: «Владыка мира! Если угодно Тебе, напои меня водой, чтобы я не умер от жажды!» Ведь смерть от жажды — самая тяжелая из всех. Бог услышал молитву Ишмаэля, как сказано: «И услышал Бог глас отрока. услышал Бог голос отрока в том месте, где он находится»[525]. Тогда открылся колодец, созданный в сумерки в канун первой субботы, Агарь и Ишмаэль попили и наполнили бурдюк, как сказано: «И открыл Бог глаза ее (Агари), и увидела колодец с водой»[526]. Потом они оставили колодец и прошли всю пустыню, пока не дошли до пустыни Паран. Там они нашли источник и поселились там, как сказано: «И поселился (Ишмаэль) в пустыне Паран»[527].

Ишмаэль взял себе в жены моавитянку по имени Эйфа. Через три года Авраам отправился навестить своего сына Ишмаэля. Он поклялся Саре, что, пока будет у Ишмаэля, не слезет с верблюда. Авраам прибыл на место в полдень и увидел жену Ишмаэля. Он спросил: «Где Ишмаэль?» Та ответила: «Он пошел с матерью за финиками в пустыню». Сказал ей Авраам: «Дай мне немного воды, хлеба и еды, ведь я устал от пути в пустыне». Эйфа ответила ему: «Нет у меня хлеба и воды». Тогда Авраам сказал ей: «Когда придет Ишмаэль, передай ему следующее: приходил тебя повидать один старец из земли Кнаан и сказал, что порог твоего дома нехорош». Когда вернулся Ишмаэль, жена передала ему слова Авраама, и Ишмаэль выгнал ее.

Затем мать взяла ему жену из дома своего отца, по имени Фатома. Через три года после этого Авраам снова поехал навестить своего сына Ишмаэля и снова поклялся Саре, что, пока будет у Ишмаэля, не слезет с верблюда. Прибыв на место в полдень, Авраам увидел жену Ишмаэля. Он спросил: «Где Ишмаэль?» Та ответила: «Он пошел с матерью пасти верблюдов в пустыне». Сказал ей Авраам: «Дай мне немного воды, хлеба и еды, ведь устал я от пути в пустыне». Она принесла и дала ему. Тогда Авраам стал молиться Богу за своего сына. И тут же дом Ишмаэля наполнился всевозможными благами. Когда Ишмаэль вернулся, жена рассказала ему об этом. Тогда Ишмаэль понял, что Авраам до сих пор милосердно относится к нему, как сказано: «Как милосерден отец к сыновьям»[528].

После смерти Сары Авраам вернул изгнанную им Агарь, как сказано: «И снова взял Авраам жену по имени Ктура»[529]. Почему сказано, что Авраам снова взял Ктуру? Потому что она уже была его женой раньше, и звали ее Агарь. Почему она названа Ктура? Потому что делала воскурения (китра) из разных благовоний. Другое объяснение — потому что поступки ее были приятны, как воскурение (кторет). Она родила Аврааму шестерых сыновей: Зимрана, Якшана, Медана, Мидьяна, Ишба-ка и Шуаха, как сказано в книге Берешит[530]. Подобно тому, как человек разводится с женой и отсылает ее, Авраам отослал всех сыновей Агари от своего сына Ицхака и лишил их доли с ним в этом мире и в будущем, как сказано: «А сынам наложниц дал Авраам дары и отослал их от Иц-хака, сына своего, в землю Кедем»[531]. Он отослал их с документом о том, что при жизни Авраама они получили всё, что он хотел им дать.

Поскольку Авраам отослал детей Ктуры в землю Кедем, делается вывод, что дети Ктуры и дети Ишмаэля перемешались. В честь сыновей Ишмаэля были названы государства. Кейдар назван в честь потомков Кейдара, сына Ишмаэля, как сказано: «О Кейдаре и о царствах Хацора»[532]. А восточное государство Кедма — в честь потомков Кедема, сына Ишмаэля, как сказано: «сынов Кедема»[533]. Те, кто поселился на территории Каина, стали называться потомками Каина. Сказано: «А Хевер, киниец, отошел от Каина, из сыновей Ховава, тестя Моше»[534]. Но ведь все потомки Каина погибли во время Потопа! А эти люди были названы потомками Каина, потому что поселились на территории, где он когда-то жил, как сказано: «Даже если уничтожен будет Каин, доколе Ашур будет держать тебя в плену?»[535 ]

Потомки Ишмаэля уничтожат царство Ашура. Сказал Билам: «Из всех 70 народов, которые создал Всевышний в этом мире, Свое имя дал Он только одному — Израилю (алеф и ламед в конце слова “Исраэль” — это одно из имен Творца)». Поскольку Всевышний уподобил имя Ишмаэля имени «Исраэль», горе будет тому, кто будет жить во время власти Ишмаэля, как сказано: «Горе (тому), кто останется в живых, от того, что сделает Бог (мишумо Эль — созвучно слову Ишмаэль)»[536]. Сказал раби Ишмаэль: в будущем потомки Ишмаэля сделают в стране Израиля 15 вещей: измерят землю веревками (то есть захватят землю и измерят ее, чтобы знать, сколько брать налога), станут пасти стада на кладбище, застроят вершины гор. Из-за них распространится ложь и уйдет правда, они будут препятствовать евреям соблюдать заповеди, будут заставлять их нарушать законы Торы, дешевую ткань перемешают с дорогой, «увянут бумага и перо» (перестанут записывать договоры, то есть перестанут выполнять обещания). Будут отстроены разрушенные города, расчищены дороги, посажены сады, будут ограждены проломы в храмовой стене и построено здание на месте еврейского Храма. В конце станут править ими два брата, и в их дни придет росток из дома Давида — Машиах, как сказано: «И в дни тех царей установит Бог небес царство, которое никогда не разрушится»[537]. А еще говорил раби Ишмаэль: в будущем потомки Ишмаэля устроят в земле Израиля три войны и беспорядка, как сказано: «От мечей бежали»[538]. «Мечи» — это войны. Одна будет в лесу вечером, как сказано: «От меча простертого»[539], одна в море, как сказано: «и от лука натянутого»[540], а одна в большом городе в Римской империи, которая будет тяжелее двух предыдущих, как сказано: «и от тягот войны »[541]. Оттуда взрастет потомок Давида и увидит гибель и тех и дру¬гих. Оттуда он придет в страну Израиля, как сказано: «Кто это, приходящий из Эдома, в багряных одеждах из Бацры? Тот, кто великолепен в одеянии своем, опоясанный великой силой своей! Я, говорящий справедливость, великий в спасении!»[542]


[516] Берешит 21:20.

[517] Берешит 21:10.

[518] Берешит 21:11.

[519] Берешит 17:19.

[520] Берешит 21:12.

[521] Берешит 21:14.

[522] Берешит 21:15.

[523] Берешит 21:14.

[524] Ирмеяу 10:15.

[525] Берешит 21:17.

[526] Берешит 21:19.

[527] Берешит 21:21.

[528] Теилим 103:13.

[529] Берешит 25:1.

[530] Берешит 25:2.

[531] Берешит 25:6.

[532] Ирмеяу 49:28.

[533] Ирмеяу 49:28.

[534] Шофтим 4:11.

[535] Бемидбар 24:22.

[536] Бемидбар 24:23.

[537] Даниэль 2:44.

[538] Йешаяу 21:15.

[539] Йешаяу 21:15.

[540] Йешаяу 21:15.

[541] Йешаяу 21:15.

[542] Йешаяу 63:1.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.