Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сборщик долгов и разные требования, которые он предъявлял к кредиторам

«И умолял я Б-га в то время, говоря так…»[1].

Написано в Мидраше[2]: Это то, что сказано: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека, истлела как моль его приятность, как дуновение воздуха каждый человек.»[3]. Человек, — это Моше. «Истлела как моль его приятность» — то стремление войти в землю Израиля, которое было у Моше, привело к тому, что внутри у него все «истлело», как истлевает одежда, в которую забирается моль. «Приятность» — это земля Израиля. И если так произошло с праведником Моше, то тем более, что произойдет с другими творениями? Ведь их желания — пустота, дуновение воздуха. В конце их приводят на Небесный суд, но «. как дуновение воздуха человек.».

Эти слова мудрецов трудны для понимания, ведь уже сказано: «Тот, кто добавляет знание, увеличивает страдание»[4]. И еще сказано: «.и вокруг Него очень бурно»[5] (На святом языке здесь используется слово, у которого два значения: «буря» и «волос». То есть, с близких к Б-гу праведников взыскивают очень строго, за нюансы, тонкие как волос — прим.). Но следует понимать их в прямом смысле, и если не наберешься от него богобоязненности, наберешься скромности и осознания собственной ничтожности. Ведь ты поймешь, что с тебя Всевышний не взыскивает как с праведника за все, за что требуется взыскать. А это Он делает потому, что ты находишься на низком духовном уровне, ведь нет сомнения в том, что Он не наказал Моше больше, чем ему полагалось. А значит, с нас Всевышний просто не взыскивает за каждый проступок как должно.

Притча.

Один человек стал собирать долги со своих должников. Его требования отличаются в зависимости от возможностей должника. Один из них был известным бедняком, и кредитор не стал требовать от него немедленной выплаты долга. Бедняк стал хвалиться, что его оставили в покое. Тогда ему заметили: «Тебя оставили в покое только из-за твоей нищеты!»

Смысл этой притчи в том, что она как раз иллюстрирует приведенный выше Мидраш: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека» — это Моше, который получил наказание строго по закону (не больше — прим.). Как мы можем учить от наказания Моше о других творениях? Если праведник Моше получил такое тяжкое наказание за небольшой грех, то уж какого наказания заслуживают остальные люди, за которыми водятся большие и тяжкие грехи?! «Но как дуновение воздуха (пустой) человек…» — и это его спасает, ведь что можно взыскать с нищего?

«Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.»[6].

Можно разъяснить этот стих с помощью слов царя Давида: «Ведь великий, и делающий чудеса только Ты, Б-г!»[7].

Притча.

О человеке можно сказать: «Это великий человек», а можно сказать: «Этот человек мужественный, мудрый, богатый» и т.д. Но не встречается, чтобы сказали: «Этот человек велик и также мудр, богат и силен, ведь эти качества являются составляющими качества “великий”. То есть великий — это тот, кто обладает этими перечисленными качествами. Величие, — это не отдельное качество, и слово это имеет ценность только при наличии составляющих. Это как долговое письмо у человека — ценность представляет не сама бумага, а сумма долга, которая на ней указана. Так и человек. Сам по себе он прах и пепел, и величие его определяется его составляющими — теми качествами, которые он приобрел или развил. Но величие Всевышнего имеет сущность само по себе помимо Его качеств и действий. Об этом и сказано: “Ведь великий, и делающий чудеса Ты, Б-г, один” — Тебя одного можно назвать и великим и обладающим великими качествами. И разъяснял великий мудрец Пиго, да будет благословенна память о нем: “Правая рука Твоя, Б-г, полна могущества” — даже если это могущество не проявляется внешне. Поэтому и Моше говорит: “Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.” (то есть упоминает и само величие, и его составляющие).


[1] Дварим 3:23

[2] Мидраш Дварим Раба 1:2

[3] Теилим 39:12

[4] Коэлет 1:18

[5] Теилим 50:3

[6] Дварим 3:24

[7] Теилим 86:10

[8] Теилим 145:10

[9] Теилим 92:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?