Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пусть раскаявшийся постоянно молит Всевышнего помочь ему в раскаянии, как сказано: «Верни меня, и я вернусь, ибо Ты Б-г мой».

Принцип пятнадцатый

41. Молитва. Моли Всевышнего и проси Его помиловать тебя и искупить все твои преступления. Как сказано (Ошеа 14;3): «Возьмите с собою слова и возвратитесь ко Всевышнему, скажите пред Ним: “Прости все прегрешения и прими доброе; и вместо быков принесем слова уст наших”». «Возьмите с собой слова» — это исповедь. «Скажите пред Ним: прости все прегрешения наши» — это молитва. «Прими доброе» — добрые дела, которые мы совершили. Ибо сказали мудрецы: «Преступление гасит доброе дело». Но когда человек раскаивается, его прегрешения будут искуплены, — пробудится праведность и заслуга доброго дела, и воссияет свет его, ибо до раскаяния не светил его свет. И так написано (Иов 8;6): «И если бы был ты чисто и прям, то ныне пробудится для тебя и даст благополучие жилищу твоей праведности». Объясняют мудрецы: здесь не сказано «если ты был чист и прям» прежде, но «если бы ты был чист и прям» сейчас, то есть что если бы ты раскаялся. «Ныне пробудится для тебя», — сейчас, когда ты раскаялся, пробудятся для тебя все праведные дела, совершенные тобой прежде. И что ты открыл дом свой для всех и он стал очагом гостеприимства, как сказано (там же 31;32): «И двери свои открывал я путнику». До раскаяния твои добрые дела не защищали тебя. Но после раскаяния, когда исчезло преступление твое, пробудится праведность и заслуги, — и «даст благополучие жилищу твоей праведности». «И вместо быков принесем слова уст наших», — наша исповедь будет принята, как будто мы принесли быков в жертву «хатат», чтобы быть желанными пред Тобою. Здесь сказано «быков», потому что быков приносят в искупительную жертву «хатат», в том случае, когда требуется «внутренняя жертва», то есть кровью ее кропят на завесь (парохет) и на золотой жертвенник, которые находились во внутренней части Храма.

42. И еще: моли Всевышнего, человек раскаявшийся, чтобы Он стер, как тучу с неба, твои преступления и, как облако с небес, твои прегрешения. И чтобы Он возжелал и благоволил, и внимал тебе, как будто ты не согрешил. Как написано о раскаявшемся после страданий (Иов 33;26): «Всевышний внимает ему, и он желанен пред Ним». Ибо возможно, что преступление прощено, и он спасен от страданий и от любого наказания, но Всевышний не желает его и не хочет даров от него. А достижение успеха для праведника состоит в том, чтобы стать желанным пред Всевышним, чтобы Он благоволил ему. А благоволение Всевышнего и есть подлинная и вечная жизнь и великий свет, который содержит в себе все лучшее и приятное. Как сказано (Теилим 30;6): «Жизнь — в благоволении Его». И сказано (там же 80;20): «О Всевышний, возврати нас, воссияй лицом Своим, и будем мы спасены». И сказали мудрецы: «Нет у нас ничего более, кроме света лица Твоего», то есть благоволения. Смотри же, как Давид молился, когда раскаивался. Сказав (там же 51;4): «Смой с меня совершенно грех мой и от проступка моего очисти меня». Еще он молил о благоволении, — чтобы Всевышний благоволил ему, как до преступления, и сказал (там же 13): «И не отринь меня от Себя и дух святой Твой не отнимай от меня». Затем сказал он в молитве своей: «Возврати мне радость спасения Твоего», — то есть чтобы чудеса Всевышнего и спасение Его были с ним, и чтобы на нем был дух Всевышнего, как прежде. Потом сказал он: «И духом доброты поддержи меня», — то есть вот стал я незначителен из-за моего преступления и недостоин Твоих чудес, чтобы во мне проявилась мощь Твоей святости. И даже если Ты простил мне мое преступление, я недостоин быть любимцем Твоим желанным, как прежде. Но поддержи меня духом доброты! Потому что Твоя доброта и милость беспредельны. И слово «дух» здесь в творительном падеже, хотя и пропущена буква «бет», подобно (Берешит 27;37): «И я поддержал его зерном и вином». И об этом говорил Ошеа (Ошеа 14;5): «Исцелю их от отступничества, буду любить их из милости». «Буду любить их из милости» равнозначно сказанному Давидом «и поддержи меня духом доброты».

43. И пусть раскаявшийся постоянно молит Всевышнего помочь ему в раскаянии, как сказано (Ирмия 31; 17): «Верни меня, и я вернусь, ибо Ты Б-г мой».

Принцип шестнадцатый

44. Исправление испорченного, насколько можно исправить, как сказано (Йона 3; 10): «И увидел Всевышний дела их, что они раскаялись», и сказано (там же 3;8): «И все раскаялись и вернули награбленное». Потому что во всем, что касается преступлений по отношению к людям, например, грабеж или кража, преступление не прощается, пока преступник не вернет награбленное и наворованное. А также — если обидел ближнего, настойчиво преследовал его или заставил прилюдно покраснеть, или сказал о нем нечто неприятное, — тому нет искупления пока не попросит прощения у оскорбленного. И сказали мудрецы, что даже если обидчик и возместил деньгами пострадавшему за стыд и за боль удара, — не прощается ему причиненное страдание, пока не попросит прощения у обиженного, как сказано (Берешит 20;7); «Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк, и помолится за тебя, и ты останешься жив».

45. И тому, кто раскаялся, следует исполнить это до исповеди, чтобы его исповедь удостоилась благоволения Всевышнего. И Давид, когда раскаялся, сделал так до исповеди, как сказано (Теилим 51;6): «Лишь пред Тобой я согрешил» и так далее. То есть считается, что я согрешил лишь пред Тобой, и мне не требуется ничье прощение, но только Твое. И если я согрешил в отношениях с кем-либо, — я уже просил у него прощения и умилостивил его. И подобно этому (Берешит 44; 32): «Я согрешил пред отцом моим на все дни». То есть из-за этого отец вечно будет считать, что я согрешил, потому что этого он мне не простит. И перевод такой — «И я буду грешником перед отцом». «Лишь пред Тобой я согрешил» можно объяснить и так: я не согрешил ни перед кем и никого не оговорил, и ни у кого я ничего не отнял, поэтому мне не нужно просить прощения ни у кого и не нужно возвращать что-либо, и искупление мое зависит только от Твоего прощения. «Дабы Ты был милостив в слове Твоем и справедлив в суде Твоем», — что бы показать народам Твою милость и свидетельствовать насколько велико прощение Твое. В тот день, когда Ты изречешь слово Твое и суд Твой, когда будешь судить меня. А объяснение слова «дабы» /лемаан/, — то есть что значимость преступления есть повод показать величие милости прощения. Поэтому он выразился так, что вся причина преступления заключалась в том, чтобы открылось милосердие Всевышнего и Его праведность, когда Он прощает в день суда. И подобно этому (Ошеа 8;4): «Из серебра своего и из золота сделали себе идолов, чтобы оно пропало». То есть то, что они сделали идолов и есть причина того, что их серебро и золото пропадет. Но с другой стороны, вся цель как бы в том была, чтобы уничтожить / золото и серебро/. Или можно объяснить так: из-за этого Ты справедлив в наказании и награде, а также — «из-за этого пропадет».

46. И мудрецы в Мидраш Теилим (51) растолковали согласно первому объяснению: «Врач увидел рану и сказал, что она очень серьезна, а больной сказал: “Ведь то, что я был серьезно ранен, произошло для того, чтобы показать правильность твоего лечения и для того, чтобы показать твое лекарское умение”». Мы еще поговорим об этом принципе в четвертом разделе.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.