Темы: Гостеприимство, Праведник, Бейт а-Леви
Рабби Йоше Бер Соловейчик был первым раввином в Бриске из семьи Соловейчик. После него были ещё сын и внук. Он жил примерно 120 назад. Многие раввины того периода имели обыкновение ездить инкогнито. Они одевались как простые люди, дабы никто их не узнал и путешествовали пешком, посмотреть что в мире делается. И реб Йоше Бер не был тому исключением.
Как-то раз в зимнюю пору держал свой путь рав Соловейчик в город Барановичи. Уже стемнело, был суровый мороз, а неподалёку виднелся постоялый двор. Дверь оказалась запертой и рабби пришлось долго стучать. Наконец хозяин с нахмуренным лицом отворил и бросил:
-У меня мест нет. Скоро придут приглашенные гости!
Раввин принялся умолять корчмаря позволить ему войти в дом и переночевать хоть как-нибудь на что последовал ответ:
-Ну, если хочешь спи на полу в коридоре…
Но реб Йоше не может пойти спать не поучив Тору. Он зажёг свечу и стал шепотом читать какую-то книгу. Тут раздался голос хозяина:
-Немедленно потуши свою свечу и не мешай нам спать!
Рабби продолжил свою учёбу во тьме по памяти что помнил.
Вскоре послышалось ржание коней и шум приближавшихся повозок. Это был хасидский ребе — реб Аарон из Койданова со своими хасидами. Хозяин харчевни радушно принял важных гостей, зажёг побольше свечей и угостил приехавших горячим чаем. Немного передохнув с дороги и разогревшись, стал реб Аарон готовиться к вечерней молитве. Проходя по коридору к умывальнику он обратил внимание на лежавшего там на полу еврея, всмотрелся хорошенько и тотчас в сердцах воскликнул:
-Ой, реб Йоше Бер, реб Йоше Бер, раввин из Бриска! Что ты здесь делаешь?! Как ты сюда попал?!
У корчмаря похолодело внутри, он переполнился трепетом и чувством стыда, как он себя вёл с раввином. Приблизившись к реб Йоше-Беру, он тихо промолвил:
-Простите, я не знал кто Вы…
На что рав Соловейчик ему ответил, что прощает ему при условии, что корчмарь приедет к нему в Бриск погостить на две недели.
За неимением выбора приехал хозяин харчевни в гости к раввину из Бриска. И что он видит? Прежде всего дверь дома никогда не заперта. Всякий может войти без спроса, организовать себе поесть, присесть на диван почитать книгу, уморившись заснуть прямо там, а проснувшись пойти по своим делам. До такой степени дом раввина города превратился в проходной двор, что там стали вешать объявления.
Рассказывают, что после увиденного хозяин харчевни стал совсем другим человеком: гостеприимным, мягким в общении, чутким к нуждам всякого.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина