Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце

Мы несколько раз говорили о важном принципе воспитания: человеку следует заложить прочный и ровный фундамент и уже на нем возводить надежные строения своей веры. Я имею в виду, что в каждой науке есть основа, на которой она зиждется — первичные понятия, не подлежащие постоянному пересмотру. Всякий раз, когда некая идея становится настолько ясна, что разум перестает подвергать ее сомнениям и проверять ее истинность, и тем более, если она находит подтверждение в общеизвестном и неоспоримом — в соображениях разума и чувственном восприятии, так что принимается «полным сердцем и жаждущей душой», — она становится основанием для возведения на ней многочисленных строений, которые, вне сомнения, уже не пошатнутся. И это важнейший принцип для наделенного мудростью. Он легко постигается разумом, однако даже большим мудрецам тяжело осуществить его в мире Действия, но к этому непременно следует стремиться. И, безусловно, невозможно достичь цели без помощи и благословения Б-га.

Теперь становится ясно, что уже на первом этапе изучения Торы всегда следует заложить прочное основание и на нем возводить все надежные строения. Наши мудрецы сказали об этом: «Пусть человек вначале примет царство Небес, а затем возложит на себя соблюдение заповедей»[11]. Это означает, что в первую очередь необходимо ясно осознать, что «Его царская власть простирается над всем правлением»[12], и только после этого возникнет возможность ее принять. Кто же станет спорить с сильнейшим? И только подчинив себя Господину всего мироздания, мы обретем основу, на которой сможем исполнять Его заповеди. Ведь в Своем всемогуществе Он даст в награду исполняющим Его волю всевозможные блага: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[13]. Это относится не только к изучению Торы в целом, но и к постижению каждого ее повеления в отдельности. Заключенное в Торе знание, которое человек в силах постичь разумом, позволяет нам понять сколько блага и безграничного милосердия несет в себе Тора для исполняющих ее согласно Закону! Ведь Господин, ничем не ограниченный в Своей мудрости и милосердии, обещал все это в награду за соблюдение Б-жественного Завета! Если мы постигнем великую мудрость и бесценную пользу Торы, как Письменной, так и Устной и научимся изучать ее, проникая в самые сокровенные глубины, — тогда «нет ничего нового под солнцем»[14], из чего мы не смогли бы извлечь совет и наставление для своего блага. Любое явление и событие нас непременно чему-то научит. Когда человек это поймет, то полюбит Тору и прилепится к ней, ибо ощутит ее духовное богатство и посчитает для себя наградой наслаждение ее мудростью[15].

И вот, в предыдущем рассуждении мы уже отмечали, что каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце, ибо его разум всегда стремится постичь пути мудрости и различить между добром и злом, истиной или ложью, полной или частичной. Но если человек замечает лишь конечные результаты, но не понимает их причины и следствия, то его разум их не воспримет, и они, конечно же, не укоренятся в его сердце. Это знание остается в памяти размытым и бесформенным. Если же человек постиг то, как явление преобразовывалось в своем развитии, и это знание системно упорядочено, оно воспринимается сердцем. Однако важно иметь в виду, что наше непонимание путей развития какой-либо идеи вовсе не означает, что она несодержательна. «Ибо это (Б-жественное Учение) не нечто пустое от вас; ибо это ваша жизнь и, благодаря ему вы продлите свои дни на земле, в которую вы приходите через Ярден, дабы унаследовать ее»[16]. Наши мудрецы поднимают вопрос: «Почему сказано “не пустое от вас” — ведь на первый взгляд должно быть сказано “для вас” — и отвечают, что если ваше понимание Торы, не дай Б-г, становится пустым, то это исключительно “от вас” — таков результат вашего постижения Б-жественной мудрости». И сейчас будет правильно разъяснить очень важную идею в терминах материального мира. И хотя то, о чем мы намереваемся говорить, напрямую связано с нашей темой, мы все же выделим его в отдельное рассуждение, которое назовем: «Ведение материальных дел».


[11] Брахот 13а.

[12] Молитва в Рош Ашана и Йом Кипур.

[13] Йешаягу 64:3.

[14] Коэлет 1:9.

[15] О важности служения человека и его стремления к духовному возвышению в Доме Учения Мусара в Кельме говорили так: «И еще одну тайну я открою нашим драгоценным братьям, пребывающим в Доме Б-га. Нам следует знать, что не только мир, но и истинная радость, признак живой души в человеке, обретается в “Земле Жизни” только в Торе и служении благословенному Б-гу. Только изучение Торы, молитва и исполнение заповедей приносят сердцу человека истинную радость. А все, даже такие великие блага мира, как богатство, знание светских наук, почет и власть не в силах принести радость сердцу человека. Он только внешне кажется довольным и удовлетворенным, но его сердце остается опустошенным, лишенным всякого наслаждения и настоящей радости». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 14).

[16] Дварим 32:47.

 

 

 

В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.