Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Свобода выбора, Грех, Суббота, Рав Эуд Авицедек, Материальность, Адам
Мы обсуждаем высокие и возвышенные темы, но не можем заниматься их корнями, мы изучаем только простой смысл вещей, как передали нам Учителя.
Чтобы осмыслить вопрос «греха», относимого к не обладающим свободой выбора созданиям, необходимо вначале осознать три концепции.
Прежде всего, объясним понятие «Грех (חטא) — означает недостаток» (Нефеш аХаим). Слово חטא также можно перевести как «промах», непопадание в совершенство, в ту цель, для которой существует данный объект. Оба смысла обладают единым корнем. Но когда грешит человек, добавляется еще один смысл: выбор зла, бунт против Всевышнего, как осознанно, так и непредумышленно (ведь и непредумышленный грех указывает на недостаток богобоязненности и принятия ига царства Всевышнего).
Вторая концепция: Целью мироздания является человек — обладатель свободы выбора. Предназначение мира — быть инструментом для его служения. Поэтому необходимо, чтобы в основе сотворения мироздания были приготовлены все возможности для реальности греха (недостатка), — ведь если оно будет совершенным, не будет места для служения человека — восполнения мира. Как пишет Рамхаль: «Несомненно, Бог мог сотворить человека и все мироздание абсолютно совершенными, и более того, это было бы для Него естественно… Но когда его мудрость постановила, что человек должен восполнить себя, Он сотворил эти создания несовершенными» (Даат Твунот).
Таким образом, мироздание обладает недостатком, в нем заложена концепция греха. Как пишет Маараль по поводу греха земли: «А она не сделала так (не произрастила деревья, в которых вкус дерева и вкус плода одинаковы). Не имеется в виду, что земля преднамеренно нарушила приказ Творца, — ведь у нее нет злого начала, чтобы нарушать приказ Творца. Но у земли есть отличие, которое заключается в том, что только она считается “из нижних”, ибо “небеса — небеса Господу, а землю дал сынам человеческим” (Теилим 115:16). Этот стих указывает, что небеса — из высших, а земля — из нижних, и вследствие своего недостатка у нее постоянно недостает совершенства. И об этом сказано: “Нет праведника на земле, который бы делал только добро и не грешил”, то есть невозможно человеку быть праведником “на земле”, всегда вершить добро и совершенство “на земле”, которая всегда готова к недостатку, вследствие своего собственного недостатка. Поэтому, когда вышло святое речение “дерево плодовое, делающее плод” (дерево, в котором вкус дерева и плода одинаковы), она из-за присущего ей недостатка не могла выполнить волю Творца и достичь совершенства» (Маараль, Гур Арье).
Еще одна идея: поскольку смысл данных недостатков в мироздании — создать возможность человеческого греха, понятно, что в форме этих недостатков заложено содержание данных грехов. Тем самым мы понимаем слова Мудрецов, которые учили нас, что корень греха Адама (прототипа всех грехов в мире) заложен в грехах земли и луны. Как пишет там Маараль: «Когда согрешил Адам, низость его греха была, в частности, следствием того, что он был сотворен из земли, которая обладает недостатком. Потому и в нем также был недостаток, и не исполнял он заповеди Творца в совершенстве… Раши приводит далее (Берешит 3:17) притчу о том, что люди проклинают грудь, которую в младенчестве сосал преступник. и потому, когда сотворенный из земли человек согрешил, земля была проклята. То есть, поскольку человек был создан из земли, и та повлекла его к греху, поскольку земля материальна, а материальность есть причина греха, как мать, родившая сына, есть в каком-то смысле причина греха сына» (Гур Арье). Проанализируйте, как следует, эти постулаты.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?