Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Царь, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
«Ибо высшая суббота — конец Ацилута. И таков обычай материального мира — невесту ищут в самом конце (т.е. человек сначала строит дом, устраивает свое материальное благополучие, а потом уже ищет себе невесту). И так наказал царь Шломо (Притчи 24:27): “Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, а затем и устрой дом свой” (рабейну Бехайе). Невеста приходит последней, она — цель всего. После того, как жених готовит себя, чтобы быть обеспечивающим и создающим, невеста — принимает все эти приготовления, чтобы давать плоды. Нет у невесты — у женского начала — ничего от себя, но лишь то воздействие, что она получает. Но она предуготована для того, чтобы стать сосудом, включающим в себя все воздействия для одной цели: дать плоды.
Такова и сущность луны, у которой нет ничего от себя, но лишь свечение, которое она получает от солнца. Это благословение она дает земле, способствуя росту плодов. Такова и форма “земного царства”. При благословении нового месяца есть обычай говорить: “Давид, царь Израиля, жив и существует”, ибо его царство уподоблено луне и в будущем обновится, подобно ей. И Община Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем, как сказано: “Ибо солнце и щит — Господь”. И потому во время освящения новой луны радуются и танцуют, подобно радости бракосочетания» (Шулхан арух, Орах Хаим, Рама 428). Община Израиля — это женское начало, которое «вновь прилепится к своему мужу». «Царь Давид уподобляется луне, у которой нет ничего от себя, и потому он называл себя “бедняком”, у которого есть только то, что ему дает Всевышний… и это корень качества Малхут… И это корень общины Собрания Израиля, отсчитывающих календарь по луне» (раби Цадок аКоэн).
Такова и суть небесного качества Малхут: «Все управление Малхут — это женское начало, у которого нет ничего от себя» (раби Авраам сын Виленского Гаона). Оно — сосуд для получения воздействий от всех остальных атрибутов управления: «Шехина (=Малхут) — сосуд для всех (остальных качеств)» (Тикуней Зоар). Все это — с одной целью: чтобы она сделалась корнем для пребывания Шехины Всевышнего в нижних мирах; в этом ее «плод». «Невеста — это Шехина» (Зоар). Таков и смысл слова невеста — כלה: она сосуд, כלי, для получения воздействии, она обобщает, מכלילה, все воздействия в одну структуру. Она — цель всего, на нее направлены все приготовления и воздействия.
Общая цель — единство между ней и Женихом, совершенная радость бракосочетания — соединение луны и солнца. Тот день, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет всемеро, как свет Семи дней» (Йешая 30).
Это радость, которая будет в день, который весь — суббота.
Хотя мы объяснили, что сущность качества Малхут — принятие воздействия, его лик, обращенный к воцаряющим, предстает, как воздающий им благословение и существование — материальное и духовное. Ведь в основе этого атрибута заложен корень всей реальности обитателей нижнего мира во всех его деталях, и он дает им энергию существования.
В земном царстве мы тоже можем видеть нечто подобное: царь называется «кормильцем поколения». Совершенное царство является каналом для получения воздействия, через который Всевышний дает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к тем, кто воцаряет его: он дает, а не получает.
«Нет царя без народа». «Царь властвует над народом, отделен от народа» (Маараль).
В царской власти есть амбивалентный аспект: с одной стороны, вся его суть — отношение и соединение царя с воцаряющим его народом. С другой стороны, сам царь отделен от народа.
Так обстоит дело и в корне вещей. Малхут есть корень раскрытия реальности от Всевышнего, ибо Он пожелал раскрываться как Царь над своими созданиями, и понятие царства делает обязательным существование воцаряющих. Однако Сам Бесконечный, в своей сущности, отделен от мира, и мысль совершенно не постигает Его — «нет вообще места для сотворенных с Ним, поскольку они не имеют отношения к Его сути. Но лишь когда Он желает их, тогда из-за этого желания и воли они становятся для Него как бы в радость и в славу» (Рамхаль, Даат Твунот 58). Ибо так «возникло в Его воле соединиться с мирами и царствовать над созданиями в соответствии с их деяниями» (Нефеш аХаим ч.2, гл.4).
Вот как определяет это Маараль: «Всевышний — царь над созданиями, поскольку созданиям необходимо Царство Небес, а Он отделен от них. И поскольку Он выше всего, Он превозносится над ними».
Возвышенность данной концепции выражается в имени, которым называют Всевышнего мудрецы: «Святой, благословен Он». «Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… ибо Его истинная сущность не известна. Известно лишь то, что Он отделен от всякой материи, тела и от всего существующего… ведь “святой” означает “отделенный” (Маараль). А со стороны Его соединения с мирами говорят: “Благословен Он”, ибо Он — источник всех благословений», — как объясняет там же Нефеш аХаим.
Данное амбивалентное восприятие находится в основе акта воцарения, исполняемого человеком. Ведь воцарение выполняется только при условии понимания одновременно соединения царя с подданными и его отделенности. Это постижение заложено в корне человека, того существа, что воцаряет своего Творца: «И потому есть различные группы небесных воинств. Одна говорит: свят, и это серафим… а вторая напротив них прославляет и говорит: Благословен, и это офаним и хайот… ибо каждая группа освящает в соответствии со своим источником и корнем в духовных мирах… Но сыны Израиля внизу говорит оба прославления: свят и благословен, поскольку они включают в себя все источники и корни вместе» (Нефеш аХаим 1, 11). Поразмыслите над этим как следует.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?