Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота относится к тайне «частной территории», все мироздание возвращается к Творцу, нет никакого выхода вовне — к «общественной территории»

Мы попытаемся разобраться, почему данная работа выделена отдельно по сравнению с другими, как в Письменной Торе, так и в Устной. Изменим нашему обычаю и начнем с высшей причины данного явления, а после этого увидим, как она проявляется внизу, для человека.

«Сказал злодей Турнусруфус раби Акиве: Если, как ты говоришь, Всевышний почитает субботу, то пусть не дает ветер и дождь, и пусть не выращивает в субботу растения? Сказал ему… Приведу тебе пример… Два человека живут в одном дворе… разве могут носить во дворе [в субботу]? Но если один живет во дворе — он может носить во всем дворе. И здесь так: Всевышний, поскольку нет с Ним никакой другой власти, и весь мир — Его, может “переносить” во всем мире» (Берешит Раба 11:5).

В этих кратких и простых словах, раби Акива намекает нам о высоком значении субботы: тайне частного владения. Во все шесть дней Творения, Всевышний эманировал вовне все мироздание со всеми его многочисленными объектами. Суббота относится к тайне «частной территории», все мироздание возвращается к Творцу, нет никакого выхода вовне — к «общественной территории». Нет никакой материализации нового творения, «нечто из ничего». А все действия по поддержанию мироздания в субботу относятся к тайне «один живет во дворе». Поразмыслите об этом хорошенько.

В корне вещей стоит та самая Суббота Грядущего, высшая суббота — корень субботы низшей, в которой раскроется на глазах у всех, что «нет никакой другой власти с Ним» — раскрытие единства Творца. Господь один и Имя Его одно, аннулируется все здание зла, следствие создания материальности, и раскроется слава Царства Творца в мире. «Пусть не выходит человек из своего места в день субботний»; а тайна слова «место» здесь, как написано (Йехезкель 3:12): «Благословенна слава Господа из места его» (Зоар). Цель мироздания — пребывание присутствия Всевышнего (Шехины) в нижних мирах. В контексте нашего обсуждения: цель мироздания — вернуть этот мир отделенных от Творца существ в состояние «частного владения», места для раскрытия Шехины.

Осквернение (хилуль) субботы

«Нужно бояться и страшиться преступить одну из заповедей Всевышнего, ибо весь мир полон славы Его, как написано (Ирмеяу 23): “Спрячется ли человек в скрытных местах, и Я не увижу его?.. Ведь небо и землю Я наполняю”. И царь Давид сказал на эту тему: “Представляю я Господа перед собой всегда”. В этом и состоит суть осквернения Имени Всевышнего, о котором говорится во многих местах. Как сказано в Зоаре на стих: “Оскверняющий ее (субботу) смертью умрет”, здесь употребляется глагол מחלליה, означающий опустошение и освобождение места. Так и здесь, человек показывает, как будто место, в котором он стоит — свободно от Всевышнего, и он не боится нарушить Его заповедь. Нечто подобное сказали Мудрецы (конец трактата Кидушин): “Каждый, кто совершает прегрешение втайне, как будто отодвигает ноги Шехины” (Нефеш аХаим, ч.3, гл.8).

Во всяком грехе присутствует осквернение имени Всевышнего, но относительно нарушения субботы есть особое выражение: хилуль шаббат, осквернение (буквально: опустошение) субботы. Ведь в этом и заключается суть субботы: раскрытие аспекта Места мира: “Сидите каждый человек на своем месте” — под игом царства Небес» (Зоар, гл. Бешалах). Ибо в святую субботу раскрывается царство Всевышнего, что все — от Него. И он — как бы место мира, и потому Всевышнего называют Местом. В этом — один из смыслов стиха «да не выйдет человек со своего места в день субботний» (Сфат Эмет).

Все вышесказанное проливает свет на тему работы по выносу предметов. Хотя это лишь одна из 39 работ, она заключает в себе сущность всех тридцати девяти. Суть любой работы — выход за пределы «частного владения» Всевышнего, из «Места мира». Уразумев все эти концепции, попытаемся разобраться, как они отражаются на человеческом уровне.

לדרתם — чтобы сделал жилище в своем сердце для субботы

«Человеку требуется оберегаться в субботу, чтобы не выносить вещи из частного владения в общее. Частное владение — Шехина… Общее владение — Змей…» (ТикунейЗоар). Частное владение — это внутреннее содержимое человека, приобщенное к Творцу; это место пребывания Шехины: «…и Я буду пребывать среди вас». Всякий выход вовне есть выход из-под ига царства Творца. Суббота — это основное время приобщения и пребывания Шехины «среди вас», в человеке, и всякая материализация — выполнение работы — это выход из этого места, из этого «жилища».

«Основное время пребывание Шехины в Израиле — это субботний день, как сказано в Зоаре: “Да не выйдет человек из своего места в день субботний”. И тайна этого слова — “Благословенна слава Господа из его места”. Это нижняя Шехина, пребывающая в сердце еврея, как написано (ТикунейЗоар): “Удостаивается тот, кто устанавливает ей прекрасное жилище в своем сердце”, и именно в субботу, как написано (Брахот 8), что у Всевышнего нет в мире ничего, кроме четырех локтей алахи (еврейского закона), поскольку там находится Божественное присутствие с тех пор, как был разрушен Храм. Объяснил святой учитель смысл этого высказывания: если человек пересиливает свое стремление к злу, и отдаляется от запрещенного, и принимает на себя иго царства Небес, это и называется “четырьмя локтями алахи”. Ибо в соблюдении и заключается основной замысел алахи, и такой человек создает жилище для Шехины в своем сердце. На протяжении всей субботы человек в каждый момент отдаляется от ее осквернения, ведь одним движением можно нарушить субботу. Тем самым его сердце становится свято для пребывания Шехины, и святость субботы подобна святости Храма. Различие лишь в том, что Храм — в пространстве, а суббота — во времени» (При Цадик, Берешит).

Частное владение зависит от человека

«Сидите каждый на своем месте» (Шмот 16:29). «А эти четыре локтя, где прописаны? Как мы учили: “Сидите каждый на своем месте” (буквально: под собой) — как место под ним. А сколько под ним места? Тело — три локтя, и локоть, чтобы распростереть руки и ноги, — слова раби Меира. Спросили его: Четыре локтя, о которых сказали, по его локтю мы ему определяем, или по среднему?… Некоторые сказали: Все в зависимости от человека» (Эрувин 48).

Хотя мы говорим: «Все в зависимости от человека», есть человек, бытие которого — общее владение, а есть человек, бытие которого — «четыре локтя алахи». Частное владение, место человека, это его истинная внутренняя сущность, спрятанная ото всех. Всякий выход наружу оскверняет и опустошает эти четыре святые и скрытые локтя. Каждая будничная работа — выход в мир будней, обращение к общественному владению, изымает место человека, его внутренний мир, его сущность, его категорию Грядущего мира. Нам нужно воспринять это знание чувствами сердца.

«Грубый шаг забирает одну шестисотую света глаз человека» (Брахот 43). «Сказали, что не следует широко шагать в субботу, поскольку это движение больше меры, а каждое движение материально… И знай, что это излишнее движение — полностью актуализированное, и глаз — полностью актуализирован, и потому сказали (Бава мециа42), что благословение покоится только на вещи, скрытой от глаза…» (Маараль).

В грубом шаге есть аспект выхода из частной территории наружу. «И сказано: Если удержишь из-за субботы ногу свою… тогда будешь наслаждаться от Господа» (Мехилта Итро).

«Удержишь из-за субботы ногу свою» — попытаемся, насколько возможно для нас, поразмыслить о высшем смысле данного высказывания. Нога — низшая часть строения человека, наиболее отдаленная от его возвышенной сущности. «Ноги — посланники тела» (Тикуней Зоар). Можно сказать, что они, как будто бы, находятся вне тела. В этом сущность ног — выход за пределы границ человека во внешний по отношению к нему мир. И потому опасность греха, актуального зла, заложена в ногах, поскольку они выходят наружу, за область святого внутреннего содержания человека, к общественной территории. «Храни ноги свои, и не согрешишь» (Ялкут Коэлет).

Сущность глаз находится в той же плоскости: в ней заложено начало подверженности человека воздействию внешнего мира, греха: «И увидела женщина, что хорош плод для еды, и что вожделение он для глаз…» Ноги же завершают деяние зла, начатое с увиденного глазами. Грешником называется «тот, кто следует за своими глазами» (Сота 9). В этом заложен корень греха: «Мы находим относительно Змея-искусителя, что он положил свой глаз на то, чего не был достоин» (там же). Тора предупреждает: «Не блудите за глазами вашими». «Блудить» означает шпионить, ходить из одного места в другое, чтобы высмотреть чужое владение.

Суббота относится к тайне «возвращения ног» к частной территории, к внутреннему содержанию человека. Суббота исправляет свет глаз человека: «В чем его исправление? Пить стакан кидуша в субботнюю ночь» (Брахот). «Кидуш, когда он освящает день, чтобы покоиться в него, — это обратное грубому шагу, и потому он возвращает ему свет глаз» (Маараль).

Совершенный человек живет в своем внутреннем мире, не обращаясь вовне. Нет у него ничего, кроме четырех локтей алахи, он становится жилищем для Божественного присутствия, Шехины. Это и есть «Мудрец Торы — как суббота» (Зоар). Он удостаивается душевного спокойствия, и уже здесь в этом мире обладает Грядущим миром.

«Так говорит Господь: Небо — престол Мой, и земля — подножие Моих ног; какой же дом вы построите мне, и где место покоя Моего» (Йешая 66) — это суббота (Тана девей Элияу раба).

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?