Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Каждый из шести будних дней включает в себя субботу» — такова схема круговорота дней, о котором мы говорили выше. Такая реальность указывает на то, что в глубине их сути служение шести дней и покой субботы охвачены друг другом и проникают друг в друга.

Необходимо рассмотреть вещи еще глубже

Согласно нашему определению, в мире служения и в мире воздаяния речь идет об одной и той же сущности в разных аспектах. Ведь изнутри материального мира человек строит свой Грядущий мир. А раз так, то это общее содержание и сущность должны в чем-то выражаться.

И действительно, так и есть: «У мудрецов Торы нет покоя ни в этом мире, ни в Грядущем мире, как сказано (Псалмы 84): “Идут они от силы к силе, явится он пред Богом в Сионе”» (Брахот 64). Даже в том мире, где «сидят они с коронами на головах» в упокоении, нет им покоя. Их реальность — непрекращающееся возвышение: всякое возвышение приводит к дополнительному приобщению к Всевышнему, это приобщение приводит к еще большему совершенству, а оно в свое очередь приводит к возвышению и т.д.

Словами раби Авраама, брата Гаона: «На первый взгляд, странно: в чем достоинство отсутствия покоя?! По-видимому, смысл таков: известно, что окончание каждой вещи называется “покоем”, и потому называется “суббота покоя”, ведь она — окончание шести будних дней. Поэтому и сказали, что нет у них покоя, то есть окончания, — ведь их наслаждению в саду Эдена нет конца, поскольку они готовы подняться на более высокую ступень» (Маалот аТора). Таким образом, отсутствие покоя и есть окончание, покой.

То же самое и в аспекте материального мира: «Свой мир увидишь ты при жизни, а в конце тебя ожидает жизнь в Грядущем мире» (Брахот 17). «Велик тот, кто наслаждается трудом рук своих, более чем богобоязненный. Толкование таково: тот, кто удостоился служить Творцу из любви и получает радость от своего служения. А богобоязненный — это тот, кто служит только из-за страха перед наказанием или из-за чего-то другого… “Счастлив ты” в этом мире, как сказали: “Свой мир увидишь ты при жизни”, и “хорошо тебе” — ожидает тебя в Грядущем мире… А о богобоязненном не написано “хорошо тебе”, поскольку нет у него в нашем мире никакого удовольствия» (Виленский Гаон, Шнот Элияу).

Для такого совершенного человека, наслаждающегося самим трудом, аспект Грядущего мира присутствует уже в этом мире. Здесь мы видим важный принцип: разделение между наградой — наслаждением и работой — служением имеет место потому, что человек относится к труду служения как к средству достижения покоя. Мудрец же, знающий, что нет ничего, кроме труда, видит в самом труде цель. Он получает наслаждение от труда своих рук, и счастлив уже в этом мире: «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, и даже воду пей, отмеряя, и на земле спи, и жизнью, полной страданий, живи — и трудись над Торой. Если ты делаешь так — счастлив ты, и хорошо тебе! Счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе — в мире Грядущем!» (Авот 5:4).

Нужно призадуматься вот еще о чем. Как объяснил Рамхаль (Путь Творца ч.1 гл. 2-3, Даат Твунот 32), служение, совершенство и награда — суть одно. Ведь служение заключается в том, чтобы человек восполнял и совершенствовал себя, и тем самым он уподобляется, насколько возможно, Творцу. Этим он удостаивается приобщиться к Всевышнему, и само это приобщение есть наслаждение и награда. Такая реальность указывает на единство Творца. Но тем, что человек находит свое наслаждение-награду в самом труде и служении, он объединяет служение и награду здесь, в материальном мире: «…счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе — в Грядущем мире». Во всяком подобном единстве есть вкус и удовольствие Грядущего мира, того мира, что объединяет категорию служения («нет у них покоя») и награды («сидят и наслаждаются») в одно совершенство, и в этом и заключается достоинство тех «мудрецов Торы, что называются субботой». Поймите все это как следует.

Такова форма реальности совершенного человека. «Он считается одним из сословия возвышенных, и его душа завязана в узел жизни еще при жизни, и весь мир мог бы быть создан ради него одного» (Рабейну Бехайе). «Когда ты будешь вести себя в соответствии с качеством скромности… и будешь бояться Всевышнего и греха, то упокоится на тебе дух Шехины, и сияние ее славы, и жизнь Грядушего мира» (Письмо Рамбана). Тогда будет покоиться — здесь, в этом мире, — дух Шехины, и сияние ее славы, и жизнь Грядушего мира.

«Свой мир увидишь ты при жизни, а в конце тебя ожидает жизнь в Грядущем мире».

Это относится к сказанному: «Шесть дней работай и делай всякую работу свою, а в седьмой день воздерживайся от работы». «Каждый из шести будних дней также включает субботу, поэтому следует относить к нему некую часть субботней святости. И потому вся неделя называется “Шабат”. И суббота включает будние дни, поскольку в субботу сотворен покой, а понятие покоя связано с его же отсутствием, как сказано, что у мудрецов Торы нет покоя в Грядущем мире, но они идут от силы к силе, от постижения к постижению, без конца и края. И это само по себе является причиной покоя и духовного наслаждения… Ибо награда за заповеди — подобна актам заповедей…» (Шней Лухот аБрит).

«Каждый из шести будних дней включает в себя субботу» — такова схема круговорота дней, о котором мы говорили выше. Такая реальность указывает на то, что в глубине их сути служение шести дней и покой субботы охвачены друг другом и проникают друг в друга. И подобно действиям человека в будни в труде работы, таковы действия в субботу, когда он удостаивается покоя: «На самом деле, и в приятности, которая есть у Израиля в субботу, имеется много ступеней. Каждый в соответствии с тем, чего удостаивается, ощущает покой и приятность в своем сердце в субботу, и об этом мы молимся: “…и дай нам в наследие Твою святую субботу”. Но, тем не менее, каждый еврей удостаивается приятности в субботу, и в этом заключается “благой дар, имя которой — суббота”. Об этом мы благодарим в субботнем кидуше, и таков смысл слов “день покоя и святости Ты дал Твоему народу” — в дар, чтобы был покой в святости посредством святости субботы» (При Цадик, Берешит).

*

Мы удостоились, насколько это для нас возможно, понять причину сопряжения шести дней работы и субботнего покоя во всех стихах Торы, где упоминается суббота. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Знать, что «Я, Господь, освящаю вас»

Теперь мы должны понять корень всего вопроса: способность субботы объединять мир служения с миром награды.

Тем самым мы получим ответ на второй вопрос, который мы задали в начале главы: какое отношение «благой дар» имеет к святости: «знать, что Я, Господь, освящаю вас».

Основа достоинства субботы — качество святости

«Суть святости двояка: ее начало — служение, а конец — воздаяние, начало — старание, а конец — дар. То есть, она начинается с того, что человек освящает себя, а в конце его освящают свыше. Об этом сказали Мудрецы (Йома 39): “Человек освящает себя немного — его освящают много, снизу — освящают его сверху”» (Месилат йешарим 29).

Здесь заложен краеугольный камень всей темы: когда мы входим в категорию святости, мы находимся в бытии, соприкасающемся с двумя мирами: миром служения и миром награды. Суббота, хотя ее удостаиваются трудом на протяжении шести будних дней, в конце концов, есть дар, и такова же и святость: в конце своем она — дар. «Суть святости двояка», и «деяния субботы двояки». Двоякая реальность указывает на то, что она держится за оба мира.

Каждый, кто относит себя к реальности субботы, находится в двух мирах.

«Буду жить в Твоем шатре навеки» (Псалмы 61:5). Это мудрец Торы, который достиг совершенства в труде шести дней, и удостоился совершенства субботнего покоя — достоинства святости. Его реальность совершенна: «Счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в Грядущем мире» — «мудрец Торы подобен субботе» (Зоар).

«Мы учили: благой дар есть в Моей сокровищнице, а имя его — суббота».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?