Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В високосном году добавляется тринадцатый месяц — אדר ב — дополнительный месяц адар

1. Еврейский год состоит из двенадцати месяцев, начало которых устанавливается по новолунию (מולד — «молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. Поэтому часть месяцев состоит из 29 дней и часть — из 30. Месяцы «тишрей», «шват», «нисан» и «ав» всегда «полные» и состоят из 30 дней. Месяцы «тевет», «адар» (не в високосном году), «ияр», «тамуз» и «элул» — «неполные» и состоят из 29 дней. В месяцах «хешван» и «кислев» иногда содержится в обоих по 30 дней, иногда — в обоих — по 29, а иногда в «хешван» — 29, а в «кислев» — 30.

2. Каждый девятнадцатилетний солнечный цикл включает семь високосных лет: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — אדר ב — дополнительный месяц адар. В этом случае первый адар (אדר א) содержит 30 дней, а второй 29 — (אדר ב)

5739 год (1978/ 79 год) был первым годом 303-го солнечного цикла от сотворения мира. Следующий солнечный цикл начнется с 5758 (1997/98 года).

3. Первый день месяца называется Рош Ходеш — ראש חדש. Если месяц состоит из 30 дней, то и тридцатый его день является днем рош ходеш следующего месяца, и в таком случае рош ходеш состоит из двух дней.

«Шабат мевархим» — ״שבת מברכים״

4. Суббота перед рош ходеш называется «шабат мевархим», и перед молитвой мусаф произносят благословение на наступающий месяц. В нем упоминается, в какой день наступает рош ходеш. При этом следует знать точное календарное время новолуния, поэтому принято объявлять его в синагоге перед благословением месяца.

В текст этого благословения включена молитва, в которой мы просим, чтобы новый месяц принес нам добро и счастье.

В восточных общинах эту молитву произносят перед чтением Торы.

Молитвы в рош ходеш

5. В молитвах рош ходеш добавляют: … אלקינו ואלקי אבותינו יעלה ויבא

Ниже приведена таблица, поясняющая, как поступать в том случае, если по ошибке не было сказано это добавление.

Как следует поступить

в вечерней молитве

в утренней и в дневной молитвах и в первый и во второй дни рош ходеш.

Место, где молящийся вспомнил, что он не сказал ״יעלה ויבא״, или усомнился, сказал ли это

     

Еще не произнес имя ״הי״ в благословении

'׳ברוך אתה ה׳ המחזיר שכינתו לציון״

говорит ״יעלה ויבוא״ и возвращается к словам

״ותחזינה עינינו״

Уже произнес имя ״ה׳״ в этом благословении, но еще не сказал в его завершение слова

״המחזיר שכינתו לציון״

заканчивает молитву и не возвращается

говорит ״למדני חקיך״, а затем ״יעלה ויבא״, и возвращается к словам

״ותחזינה עינינו״

Завершил его, но еще не начал следующее за ним благословение ״מודים״

заканчивает молитву и не возвращается

говорит ״יעלה ויבא״ и затем ״מודים״

Начал ״מודים״, но обнаружил ошибку до окончания молитвы шмоне эсре

заканчивает молитву и не возвращается

возвращается к началу ״רצה״

Завершил молитву, сказав уже

״יהיו לרצון אמרי פי וכוי׳

заканчивает молитву и не возвращается

повторяет шмоне эсре сначала

Примечания:

1. В «Мишна Брура» сказано, что в случае сомнения также следует возвратиться к словам ״יעלה ויבא״, так как скорее всего произнесен обычный вариант молитвы, т.е. без этого добавления.

2. Если обнаружил ошибку, завершив браху ״המחזיר שכינתו לציון״, прошло время «тох кдей дибур» (время, за которое можно произнести минимальную фразу — ״שלום עליך רבי״)

6. В рош ходеш не произносят таханун и не говорят ״למנצח יענך ה, ביום צרה וכו,״ перед ״ובא לציון״ в Шахарит.

7. В утренней молитве после шмоне эсре читают הלל — Алель, состоящий из глав Псалмов, в которых восславляют Бога и благодарят Его за все добро, чудеса и милость, которые Он ниспосылает своему народу.

При чтении Алеля в рош ходеш исключают из него главы «לא לנו וכי» и «,אהבתי וכו», и поэтому он называется «חצי הלל» —"неполный алель».

Перед чтением Алеля произносят браху:

"ברוך אתה ה, אל־קינו מלך העולם א^ר קדשנו במ^ו־תיו רצונו לקרא את ההלל", а в конце его —"...יהללוך ה׳ אלקינו וכו".

В восточных общинах не принято благословлять «неполный алель».

Надо стараться сказать Алель в миньяне.

8. «Алель» произносят стоя.

Нельзя разговаривать во время его чтения, но можно отвечать «амен» по тем же правилам, по которым можно это делать между главами криат шма и ее благословений — см. глава 7-я, закон 29.

После окончания этой молитвы шлиах цибур (хазан) произносит «кадиш шалем».

9. Затем читают из Торы о жертвоприношениях «тамид» и «мусаф» в субботу и рош ходеш. К чтению Торы вызываются четыре человека; первый — коэн и второй — леви. Подробно о чтении Торы в синагоге — см. выше глава 7-я, законы 89-100.

10. После «אשרי» и ״ובא לציון״ шлиах цибур говорит кадиш, а затем все молящиеся снимают тфилин и начинают одновременно молитву

мусаф.• В промежутке между кадишем и мусафом нельзя разговаривать. Затем шлиах цибур повторяет вслух молитву.

В мусафе упоминается о жертвоприношениях в Храме, которые совершались в эти дни.

Рош Ходеш является днем искупления (поэтому существовала традиция поститься день перед ним и говорить в минхе поста молитвы, называемые «седер йом кипур катан»).

11. В рош ходеш читают 104-ю главу из «Псалмов»: ...ברכי נפשי וכו. В ней говорится, что Б-г создал луну, чтобы определять по ней месяца и сроки праздников.

12. По обычаю, в рош ходеш подают дополнительное праздничное блюдо.

13. В благословении после трапезы добавляют молитву יעלה ויבא. Выше в главе 12-й, закон 9, приведена таблица, поясняющая, как поступить, если по ошибке не было сказано это добавление.

14. В Рош Ходеш нельзя поститься. По обычаю, в эти дни женщины делают меньше домашних работ, чтобы выделить Рош Ходеш среди будней.

Рош Ходеш, выпадающий на субботу

15. Если рош ходеш приходится на субботу, то добавляют во всех субботних молитвах (кроме мусафа — см. ниже, закон 16) יעלה ויבא.

Закончив шахарит, выносят два свитка Торы; из первого читают недельную главу («парашат ашавуа»), а из второго читают для мафтир (см. выше глава 7-я, законы 89-100) о жертвоприношении в рош ходеш.

16. Молитва мусаф в такую субботу отличается своей средней брахой, которая в рош ходеш начинается словами:.אתה יצרת עולמך מקדם וכו,,,

Тот, кто ошибся и сказал вместо этого обычный субботний мусаф, если он обнаружил ошибку до того, как произнес: …יהיו לרצון אמרי פי וכו в конце молитвы, возвращается к благословению ...יאתה יצרת וכו и повторяет молитву лишь с этого места. Если же он вспомнил об этом уже закончив молитву, то должен повторить мусаф сначала.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?