Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если случился перерыв в исчислении омера на целые сутки или отсчет был неверным, в последующие дни производят отсчет без благословения

Исчисление омера — «сфират аомер» (״ספירת העמד״)

1. Тора обязует считать дни, начиная с 16-го нисана, дня, когда совершали в Храме жертвоприношение «минхат аОмер» (מנחת ־העמד) из урожая нового года, и до праздника Шавуот. Таким образом, отсчитывают 49 дней и на 50־й день празднуют Шавуот.

Основной целью Исхода из Египта было принятие Торы и ее заповедей. Исчисление дней со времени Исхода показывает, насколько получение Торы является долгожданным и желанным для евреев.

2. Начинают исчислять омер на исходе первого дня праздника Песах и заканчивают вечером дня, предшествующего празднику Шавуот. Время исполнения этой заповеди — вечером сразу после появления звезд. Когда наступил этот час, запрещено есть, пока не произнесено исчисление омера. Вначале благословляют:
״ברוך אתה ה אליקינו מלך העולם אקזר קדשנו במצותיו רצונו על ספירת הע ״רמ
затем называют число дней и недель, прошедших с начала отсчета (все это приведено в сидурах). Благословение и исчисление произносят стоя.

3. Тот, кто в нужный час не сумел исполнить эту мицву, может произнести браху и отсчитать омер на протяжении всей ночи.

Тот, кто пропустил и это время, отсчитывает днем без брахи, но в дальнейшем продолжает исполнение мицвы каждый вечер с благословением.

4. Если случился перерыв в исчислении омера на целые сутки или отсчет был неверным, в последующие дни производят отсчет без благословения. В таком случае стараются выслушать браху от другого человека, который не должен забывать, что произносит благословение для них обоих; слушающий также должен иметь в виду, что браха произносится и для него, ответить на нее «амен» и отсчитать омер сам.

Если человек не уверен, пропущено ли исчисление на протяжении целых суток, он продолжает благословлять в остальные дни, как обычно.

5. Желая ответить кому-либо какой сегодня день омера (начиная с захода солнца, и пока тот, кого спросили, не исполнил еще в тот вечер мицву отсчета), следует сказать ему: «Вчера был такой-то счет по омеру» так как, назвав сегодняшнюю дату, нельзя уже благословлять в этот день.

6. В дни исчисления омера умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. В память о тех горестных днях принято соблюдение некоторых обычаев траура.

В эти дни не стригутся, не бреются, не устраивают свадеб (но можно устроить трапезу по случаю помолвки). Однако разрешается благословлять,,.״שהחינו

7. Существуют различные обычаи относительно того, на какие именно дни распространяются законы этого траура. Некоторые соблюдают их 33 дня с начала исчисления омера, и до утра Лаг баОмер. Евреи восточных общин, следующие этому обычаю, продолжают исполнение траура еще один день до 34-го омера днем.

Другие начинают траур с рош ходеш ияр (включая и 30-е нисана и 1-е ияра — два дня рош ходеша) и до 3-го сивана утром; еще один обычай: начинают на исходе рош ходеш ияр и продолжают до праздника Шавуот. Если рош ходеш ияр приходится на субботу, то можно стричься в пятницу в честь субботы.

Каждый обязал следовать обычаю своей общины.

В Лаг Баомер (18-го ияра) — дата кончины рабби Шимона бар Йохай (רבי שמעון בר יוחאי), написавшего святую книгу «Зоар».

Принято веселиться в Лаг Баомер, так как в этот день перестали умирать ученики рабби Акивы.

В этот день не произносят таханун (см. выше, глава 7-я, закон 87).

Праздник Шавуот

8. Праздник Шавуот приходится на 6-е сивана.

Название «Шавуот» — «Недели» берет начало из заповеди Торы отсчитывать семь недель, начиная с праздника Песах и до этой даты, как было объяснено выше.

О законах и запретах праздника и его молитвах — см. выше, глава 22-я.

Шавуот — день дарования Торы. Через семь недель после Исхода из Египта наши отцы стояли у подножья горы Синай. Весь народ единодушно принял в тот день Тору и ее заповеди, произнеся,,״נעשה ונשמע — «будем исполнять и будем изучать». С того времени передается Тора из поколения в поколение и по ней мы живем.

9. Всю ночь Шавуот многие бодрствуют, изучая Тору.

См. выше, глава 3-я, закон 10, как поступают с благословениями «ал нетилат ядаим», «Элокай нешама», «бирхот аТора», если не спали всю ночь [эти и др. благословения, которые обычно читают утром после сна — прим. ред.].

10. Принято украшать дом и синагогу листьями, травой и т.п. в память о зелени, устилавшей гору Синай.

Молитвы в праздник, включающие полный,,״הלל, чтение Торы, молитву «Изкор» (евреи восточных общин не говорят ее), Мусаф и т.д. приводятся в махзорах на Шавуот.

В молитве Шмоне Эсре (исключая Мусаф) и в благословении после трапезы добавляют «יעלה ויבא».

В главе 12-й, закон 9, приводится таблица, разъясняющая, как следует поступить тому, кто забыл добавить эту молитву в биркат амазон.

11. В Шавуот читают Книгу Рут. Одна из причин этого заключается в рождении царя Давида, правнука Рут, в день этого праздника.

Если читают эту книгу из кошерного пергаментного свитка, то читающий благословляет:״על מקרא מגילה״ и.״שהחינו״

12. Выносят два свитка Торы. В первом читают о даровании Торы и десяти заповедях (в главе «יתרו»), а во втором — о празднике Шавуот, начиная со слов ״וביום הבכורים״ в главе ״פנחס״. После того, как коэн восходит к Торе перед ее чтением, произносят «אקדמות» — поэму, в которой возносятся хвалы Всевышнему и Торе.

13. В Шавуот принято есть молочные блюда, а также мед. Следует сделать перерыв, как того требует закон, между молочными и мясными блюдами во время праздничной трапезы (см. ниже, глава 36-я).

14. В диаспоре 7-го сивана — второй день праздника. Книгу Рут и молитву «Изкор» читают в диаспоре 7-го сивана. В Эрец Исраэль день 7-го сивана называется «Исру хаг» праздника Шавуот.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?