Из цикла «Даат тфила», темы: Виленский Гаон, Грех, Тора и психология, Сознание, Самосовершенствование, Привычка, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Каким образом излечивают их? Излишне вспыльчивому говорят: Нужно себя приучить к тому, что даже если его бьют и проклинают, не стоит этого даже замечать. И должен он идти по этому пути долгое время, пока не искоренится вспыльчивость из его сердца. А если был он высокомерен, должен вести себя так, чтобы навлечь на себя позор: сидеть ниже всех, одеваться в позорные истрепанные лохмотья и тому подобное, пока не искоренится в нем высокомерие окончательно и не вернется он на срединный путь — путь добрый. А когда вернется он на срединный путь, будет идти по нему все дни жизни своей. Таким же способом исправит он все другие пороки: если отдалился он от одной крайности — должен он отдалить себя и от другой крайности и вести себя так длительный срок, пока не вернется на добрый путь, то есть на срединный путь в каждом качестве» (Рамбам).
Привыкание и хождение по данному пути длительное время влечет изменение качества. Это стоит объяснить.
«Я сняла свою рубашку, как я надену ее; я омыла ноги свои, как я запачкаю их» (Песнь Песней 5).
«Дело в том, что качества называются халатом учителей и одеждой. И качества подразделяются на два вида. Один вид — качества врожденные по природе. А второй — ставшие для него естественными вследствие привычки.
Об этом сказано (Притчи 6): “Может ли кто положить себе огонь за пазуху — когда он следует негативным качествам, и его одежды — врожденные качества — не сгорят? Может ли кто ходить по горящим углям — приучать себя следовать плохим качествам, не обжегши ног своих — качеств, ставших для него природой в силу привычки?” Как это возможно, ведь оба вида негативных качеств не дают человеку приобрести совершенство души?! Первый — это вожделения, и они с человеком даже когда он один, а остальные негативные качества — по отношению к другим людям. Об этом и сказано (Шабат 114): “Кто считается мудрецом, которому можно вернуть пропажу, если он узнает вещь (без необходимости спрашивать его об отличительных признаках пропажи)? Тот, кто щепетильно относится к своему халату и переворачивает его, когда нужно”. Имеется в виду, что, если перевернулось у него какое-то качество, он обязательно вернет его на место.
И также сказали: “Пачкай свои ноги перед мудрецами” — воздерживайся от наслаждений.
И это: ““Я сняла свою рубашку” — другими словами, положительные качества, “как я надену ее” — ведь когда человек учился и отошел от Торы, это тяжелее всего. И то же самое с качествами.
“Я омыла ноги свои” — всегда следовала за своими вожделениями, и как теперь “я запачкаю их” — буду пылиться в прахе ног мудрецов»?
В этих словах Виленского Гаона нам раскрывается глубина власти качества даат, цель законов знания, распространение даат до самых ног. Необходимо объяснить это подробнее.
Нижняя часть структуры человека, наиболее отдаленная от его возвышенной сущности. «Ноги — посланники тела» (Зоар). Эта часть как бы находится вне тела, их суть — выход за сферу человека во внешний мир. Опасность греха, активное зло находится в ногах, поскольку они символизируют выход за границы святого внутреннего содержания человека во внешнюю среду. «Храни ноги свои, и не согрешишь» (Ялкут Коэлет).
Как мы объясняли выше, с глаз начинается открытие человека внешнему миру, греху: «И увидела женщина…» А окончание акта зла — в ногах. Так грешник «идет за своими глазами», и сказано: «не блуждайте (ногами) за глазами вашими».
Повторение действия без жизненности и обновленной воли, как будто оно происходит само по себе, в отрыве от внутреннего желания человека. Общее для ноги и привычки (в Святом языке эти слова однокоренные) в том, что и нога есть орган, не обладающий жизненностью человеческого уровня: она наиболее материальна во всей структуре человека. И потому она отделена от основной формы его жизни («вне тела»). Максимальное совершенство человека — в том, чтобы и эта категория, ноги, была исправлена.
«Так сказал Давид: Не разрешай моим ногам идти, куда им хочется, но лишь к Твоей Торе весь день» (Мидраш Шохер Тов, Псалмы 119). И его молитва была принята: «Сказал Давид перед Всевышним: Каждый день я думал и говорил: я пойду туда-то и туда-то… но ноги сами вели меня в дома собрания и дома учения». Об этом и написано: «И обратил свои ноги к Твоим свидетельствам».
Такова молитва народа Израиля: «Приучи нас к Твоей Торе». Максимальное распространение святости человека, приобщенного к Торе, — до ног, до привычки. А пятка — наиболее низкая часть ноги, орган, практически лишенный ощущений и жизни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?