«Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы душа моя жива была чрез тебя» (Берешит 12:13). Авраам обращается к жене с просьбой и мольбой: сказать, что она его сестра. Он имеет основания предполагать: если египтяне узнают, что Сара — его жена, они убьют его, а Сару заберут. Нужно понять: если и в самом деле речь идет о спасении жизни, зачем Аврааму умолять Сару? Он должен был однозначно повелеть ей, ведь иного выхода не было. Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
Однажды в греческий порт Салоники ехал еврей-извозчик на своей повозке. На перекрестке увидел незнакомого еврея, остановился и поинтересовался, не нужно ли чего незнакомцу. Тот сказал: «Не поможешь ли мне? Я иду уже несколько часов, ноги болят, сил нет… Если посадишь меня в повозку, это будет настоящим милосердием!» Извозчик согласился.
Но вот беда — спустя несколько часов он увидел, что кони устали. Решил зайти в придорожный трактир, оставил повозку у входа, а гостя взял с собой. Пригласил гостя поесть и даже остаться на ночлег за его, извозчика, счет. Но наутро этого щедрого человека ждал неприятный сюрприз: он услышал, как гость просит хозяина трактира быстрее подготовить коней и повозку, чтобы пораньше отправиться в путь.
Извозчик спешно вышел из комнаты, и к нему тут же обратился его пассажир: «Одевайся скорее, нам надо ехать! Мои кони уже отдохнули, можно отправляться!»
«Твои кони? Да ведь это мои кони, запряженные в мою повозку!» — воскликнул извозчик. Но обнаглевший гость не устыдился: «Лжец! Я ведь пожалел тебя и подвез бесплатно, а тебе еще хватает наглости претендовать на мою повозку и коней?»
Настоящий владелец коней и повозки не знал, что сказать. Как ему доказать свою правоту? Тут хозяин трактира обратился к ним: «Знаете что? В Салониках живет мудрец раби Яаков Кобо, уж он-то точно сможет разрешить ваш спор». Лучшего решения спорящие не видели.
Раби Яаков терпеливо выслушал их и велел подождать в соседней комнате, пока он вынесет решение. Оба еврея нетерпеливо ждали его решения, но время всё шло… Только через час в дверях появился раби и сказал: «Извозчик пусть первым войдет ко мне!» Настоящий извозчик сразу вскочил и подошел к раву, а пассажир лишь спустя несколько секунд сообразил, в чем дело, и тогда тоже поднялся…
Раби обратился к ним обоим и сказал: «Похоже, теперь все мы видим, кто настоящий извозчик. Это тот, кто встал сразу, когда я позвал. Он привык реагировать на обращение “извозчик”. А ты, — раввин повернулся к пассажиру-обманщику, — никогда извозчиком не был, поэтому у тебя заняло время сообразить, к кому обращаются».
На этом примере мы видим, насколько человеку трудно изменить самовосприятие и другие привычки. Кто привык зваться извозчиком, сразу откликнется на это обращение, а кто не привык — естественным образом не отреагирует, ему придется прежде «вспомнить, что происходит».
Теперь вернемся к нашему вопросу: на него отвечает раби Ицеле из Воложина. Авраам мог сказать Саре, чтобы она представлялась его сестрой в Египте, поскольку существует опасность для жизни. Но пользы от этого было бы мало: ведь она не привыкла так себя вести, если бы ей задали вопрос, она назвалась бы женой Авраама по привычке.
Поэтому еще в дороге Авраам просил ее начать привыкать представляться его сестрой — чтобы к прибытию в Египет она уже освоилась в этой роли и ничего не перепутала. В тот момент непосредственной опасности еще не было, потому он не мог требовать такого, но лишь умолял (Лэламедха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону