Из цикла «Даат тфила», темы: Первородный грех, Душа, Рамбам, Древо Познания, Нефеш аХаим, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Сложность внутреннего принятия вышесказанного, огромное испытание, сопутствующее преодолению негативных качеств, несмотря на четкое знание их зазорности — проистекают из состояния человечества после греха Адама.
Рамбам объясняет, что уровень человека после греха изменился. Он опустился от выбора между истиной и ложью до выбора между добром и злом.
Присовокупим к этому слова Нефеш аХаим об уровне Адама до греха, когда его высшая душа пребывала в его теле, а после греха покинула его и только покрывает его сверху.
Грех познания привел к падению человека из чистого мира идей — категории пребывавшей в нем высшей души. Он спустился на уровень духа, системы качеств-эмоций, и приобщился к этому миру, который был для него одеяниями, а стал внутренней реальностью. И, как мы объясняли, качество даат способно переносить реальность человека, отрывать ее от внутренней действительности и присоединять к внешней со всей жизненной силой, так что эта связь становится жизненной реальностью, а ее разрыв — смертью.
Однако, как объясняется там в Нефеш аХаим, «ясные искры ее света сверкают от нее (высшей души) на голову человека, удостоившегося ее, каждый — по своему уровню и мере… и она дает человеку дополнительный рассудок для постижения». Мудрец Торы, прилепившийся к Древу жизни, Торе, удостаивается этого, он поднимает и возвышает свою реальность, чтобы приобщиться к ней, и тем самым он поднимается над системой качеств-эмоций и она становится для него одеяниями.
Основа данной концепции объясняется там же, в Нефеш аХаим: уподобление человека Создателю, в чем и заключается базисный принцип всех законов Торы и законов знаний: ходить Его путями. Так начинает раби Моше Кордоверо свою книгу Томер Двора, которая занимается совершенствованием качеств характера: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “прекрасный образ, но его дела безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” — это действия Творца».
А качества управления, через которые Творец раскрывается в управлении Своим миром, это одеяния для Его воли. Мудрец Торы, прилепившийся к миру идей, так что он стал его внутренней реальностью, а качества — ее одеянием, выполняет тем самым заповедь «ходить путями Всевышнего» и делает свою форму совершенной. Как пишет р.И.А.Хавер: «Сказали, что Тора облачает человека в скромность и богобоязненность. Тора называется одеяниями Всевышнего — это все Его качества, которыми Он раскрывается Своим созданиям. И когда человек занимается ею, он облачается буквально в одеяния Всевышнего и выходит в царском одеянии…»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?