Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассудок в сердце человека, который составляет качество бина (самостоятельное понимание) и приводит к любви

Осознание рассудка (даат бина) порождает любовь

«Знай, что эта любовь, когда человек тянется к Творцу, она со своей стороны, безо всякой цели, только со стороны самой сущности человека. И есть разница между любовью и страхом. Потому что страх, когда человек боится царя, которого следует бояться, — он не со стороны самого человека, а любовь — со стороны самого человека. И доказательство этому: о любви написано: “Возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим”, и ты видишь из этого, что любовь — со стороны человека, который тянется за любимым полностью. И не сказано, чтобы страшился Всевышнего всем сердцем. Но поскольку любовь со стороны человека, она больше принимаема им. А поскольку любовь больше принимаема человеком, она может быть всем сердцем и никак не может привести к разделению» (Маараль).

Любовь идет изнутри. Сказал Рамбам: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости — немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя».

Рассудок в сердце человека, который составляет качество бина (самостоятельное понимание) и приводит к любви. И как уже объяснялось, бина имеет много общего со слушанием, с восприятием смысла. И стих Писания о единстве любви начинается так: Слушай, Израиль! В этом суть слов Маараля о том, что любовь идет «изнутри», в отличие от страха, который есть порождение видения внешней действительности, принуждающей к страху. Любовь есть порождение внутреннего размышления о смысле вещей. И силой осознания, которое помещает это размышление на сердце, пробуждается любовь.

В этом разница между страхом и любовью. Страх требует полного аннулирования себя по отношению к внешней для человека действительности, в то время как любовь — это сила, толкающая человека на добровольное желанное объединение с этой реальностью. Числовое значение слова «любовь» אהבה (13) равна числовому значению слова «единый» אחד.

Любовь и страх объединяются

«Нет любви в месте страха, и нет страха в месте любви, но лишь в качествах Всевышнего» (Сифри)

Удивительная вещь, над которой стоит поразмыслить: эти качества противоположны по самой своей сути. Но по отношению к Всевышнему они объединяются для совместного служения. В этом совершенство отношения создания к Творцу.

Объяснение этому, на нашем уровне, таково: выше мы говорили, что совершенство постижения разума — это соединение восприятий хохмы и бины. Это совершенство находится в силе осознания (даат), соединяющего эти постижения. Таков уровень совершенства Израиля у горы Синай: «видят звуки», как объясняет Нефеш аХаим в приведенной выше цитате. Отсюда мы приступаем к обсуждению нашего вопроса.

Совершенное отношение создания к Творцу таково: осознание (даат), соединяющее любовь и страх, порождения соответственно хохмы и бины, видения и слышания. Восприятие через осознание необходимым образом порождает такое отношение создания к Творцу: даатжелание приобщиться (любовь) вплотьдо аннулирования собственного существования (страх). Абсолютная любовь, порождающая желание отдать душу, — абсолютный трепет. И так при чтении первого стиха Шма мы должны иметь намерение пожертвовать собой при произнесении слова «один» — осознание абсолютного соединения требует осознания отделения от всякого самостоятельного существования тела и материи.

Мы размышляем и помещаем это знание на чувства сердца.

***

Вот слова Маараля на тему любви: «Любовь больше относится к Всевышнему, чем к любым другим субъектам. Во всякой любви, хотя любящие и привязаны друг к другу, у каждого из них есть самостоятельное существование. Но любовь к Всевышнему в том, что человек возвращает свой дух и душу к Нему совершенно, так что у человек как бы отрицает собственную реальность и тем самым полностью прилепляется к Нему. Как написано (Дварим 11): “Любить Г-спода, Б-га вашего, и прилепляться к Нему…” И в этом возможна абсолютная любовь… Как сказал раби Акива: “Все свои дни я сокрушался об этом стихе (о невозможности исполнить сказанное в нем): “И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и всей душою своею”, а сейчас он приходит ко мне в руки, и я не выполню его?!” Ибо в этом абсолютная любовь — когда отдает душу Всевышнему, ибо тем самым прилепляется к Нему абсолютно. И это сама любовь». Предел любви — самопожертвование: самоотречение и самоустранение.

А вот что говорит Маараль по поводу богобоязненности: «Важнейшее в богобоязненности то, что она приходит в силу любви. Ибо тот, кто любит, старается исполнять волю любимого во всем, что возможно, дабы не было разобщения в этой любви. И из-за этого он также страшится нарушить его волю». Цель страха — поддержка существования любви.

Мы возвращаемся к словам Рамбама в Законах основ Торы: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Всесильного, Б-га живого” (Псалмы 42). И когда поразмыслит обо всём этом человек, тотчас же будет потрясен и убоится, зная, что сам он — ничтожное, низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разум совершенен».

В месте знания Б-га любовь и страх находятся в гармонии и единстве.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?