Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сердце есть место пребывания духа в человеке. Чувства любви и страха — основные силы в нем.

«И узнаешь сегодня, и поместишь на сердце свое». «Поместить на сердце» означает: связать разум с духом, пребывающим в сердце. Эта связь происходит силой знания (даат), как и сказано в стихе, что знание есть путь помещения на сердце. «Качество даат — передать знание сердцу»

(р. Цадок аКоэн).

Даат приводит к любви и страху

Об этом говорится в словах Рамбама: «1. Этот Б-г почитаемый и грозный — существует заповедь любить Его и бояться Его. Как сказано: “И возлюби Г-спода, Б-га своего” И сказано: “Г-спода, Б-га своего, бойся”. И каким образом нужно любить Его и бояться Его? Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять Его и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого”. И когда поразмыслит обо всём этом человек, сразу сотрясется, и убоится, и ужаснется, зная, что сам он, малое и низкое творение, стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих, что есть человек, что Ты помнишь его?”» (Рамбам, Законы основ Торы 2).

Объясняется это так. Сердце есть место пребывания духа в человеке. Чувства любви и страха — основные силы в нем. Ими человек живет и относится жизненностью своего духа к своему Творцу. Даат, сознание, помещает на сердце информацию, воспринимаемую хохмой и биной, и приводит к пробуждению любви и страха. Качество даат способно соединить человека с разумом в единстве жизни и тем самым пробудить чувства и движение духа, через который он приобщиться к Творцу.

В даат — способность соединения

В даат находится способность соединения: для высшей души, для прилепления к Творцу, для приобретения Грядущего мира.

Даат, сознание, соединяет и помещает на сердце и его чувства, восприятие мозга, хохму и бину. Тем самым система идей, мир чистой души, соединяется с внутренней духовной жизнью человека. Воздействие на дух выражается в чувствах любви к Всевышнему и страха перед Ним — это наиболее сильное внутреннее переживание, доступное человеку. Им измеряется глубина сущности его духовной жизни, Его причастность к Творцу мира.

«Всевышний требует сердца» (Санедрин 106). Тора без сердца называется «внешней Торой», «только на словах». Восприятие Торы как интеллектуальной системы, а не как жизненной реальности, объединяющей внутренний мир человека с волей Творца, не приводит человека к приобщению к Творцу и к жизни Грядущего мира.

В Грядущем мире, где «праведники сидят и венцы на их головах» — «это знание, которого они достигли и из-за которого удостоились жизни в Грядущем мире». Оно приобретается в заслугу сознания (даат), соединяющего жизнь человека с чистой душой, с миром интеллекта.

Уже объяснялось, что в системе духа (руах) находится человек в человеке, его самость и жизненность. Мы также говорили о том, что суть Грядущего мира — реальность жизни духа, содержания и сущности — внутренний мир человека, в материальном мире, мире служения, как оно выражается в своей святости и сиянии в мире награды. Легко понять, что приобретение Грядущего мира, приобщение к Древу жизни, обусловлено умением соединить эти две системы в одно целое. Поразмыслите обо всем этом хорошенько.

Такова общая структура вопроса, а теперь приступим к его подробному рассмотрению.

Осознание мудрости (даат хохма) порождает трепет

«Начало мудрости — страх Г-споден» (Притчи 9:1). «Ты должен знать, каким образом начало мудрости — страх Г-споден. Ибо мудрость (хохма) по своему уровню и ступени надо всем — первая, и так перевел Йерушалми: “В начале сотворил — мудростью сотворил”. Потому мудрость называется “начало”, ибо она первая всему. А Тора — это первое создание и производное от Всевышнего более всех, и сотворенному производному невозможно быть без причины. И потому, если нет страха, нет и мудрости, ибо это сама сущность трепета, когда человек производное от причины…. Ибо основная мудрость, которую приобретает человек — через “мудрость — страх Г-споден”».

Попытаемся понять эти слова Маараля.

Мы объясняли, что суть хохмы — постижение самой действительности, которая раскрылась глазам человека. Также объяснялось, что восприятие зрения имеет много общего с хохмой. Глаз воспринимает внешнюю реальность, раскрывшуюся человеку. И еще мы говорили, что видение порождает трепет. Сведем все это к одному общему принципу: хохма воспринимает реальность, которая раскрылась человеку извне («то, что он учит от других»); она имеет много общего с чувством зрения, воспринимающим внешнюю действительность; это восприятие, когда она приходит через жизненную связь (даат) порождает трепет. Другими словами: человек аннулирует сам себя перед этой истинной реальностью. Он видит и признает все свое существование как производное и зависящее от воли Творца. Знание мудрости (даат хохма) неизбежно приводит к богобоязненности на всех уровнях — от страха перед наказанием до страха перед величием Творца.

«И когда поразмыслит обо всём этом человек, сразу будет потрясен и убоится и ужаснется от мысли, что сам он, ничтожное низкое творение, стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих, что есть человек, что Ты помнишь его?”» (Рамбам, Законы основ Торы 2).


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?