Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спор Моше с ангелами и цель замысла творения

Реализация одного из замыслов творения — воздаяния блага сотворенным — становится актом воцарения

«Поскольку цель творения — воздать благо сотворенным, то самым важным и приемлемым служением должно быть именно служение для получения награды. Служить для того, чтобы получить благо с целью сделать приятное Всевышнему. И действительно, если человек в своем служении стремится получить награду, и имеет при этом в виду только лишь сделать приятное Всевышнему, когда Он воздаст благо сотворенным в награду за их труд, то это превосходное служение» (р. Хаим из Воложина). Легко понять, что поскольку в Малхуте заложена концепция воздаяния блага, то реализация этого замысла воздаяния становится служением воцарения. Это служение объединяется с реализацией первого замысла творения — знания путей Всевышнего: «Лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Рамхаль). Ведь цель постижения и уподобления есть прилепление и приобщение. «И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Рамхаль). Приобщение к Нему — это совершенство воздаяния блага, «наслаждение близостью Б-га». Тем самым служение получения блага объемлет всю концепцию воцарения. Ведь все знания путей Всевышнего даются человеку по доброте Его, вследствие желания человека получить от Него это изобилие знания. И оно само по себе является наградой, поскольку знание путей Всевышнего есть прилепление к Нему.

Выходит, что служение получения блага есть основное в служении воцарения. Мы объясним этот вопрос более подробно в следующей главе.

Реализация одного из замыслов творения — раскрытия единства Творца — становится актом воцарения

Самосовершенствование человека есть прорывание им завес сокрытия, за которыми он находился вследствие природного управления миром, заложенным при его сотворении. Отрицание и исправление системы зла происходит через прилепление к Всевышнему из дальних мест, где человек находился ранее. Все это и является раскрытием единства Творца и в этом — великая слава Его царства. Ведь таким образом познается, что Он царствует надо всем, даже над очень далекими от Него: «И услышат далекие, и придут, и возложат на Тебя венец царства» (Из молитвы Рош аШана, дня Воцарения).

Человек — единственное создание, которое «может воздать славу» Творцу

«Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал» (Йешаяу 43:7). «Всех праведников, называемых Моим Именем» (Раши). Яаков, цельный человек, совершеннейший среди праотцев, «он — трон Славы» (Зоар).

Человек — это тот, кто воздает славу, кто воцаряет Творца, — ведь воцарять могут только подобные. Человек имеет отношение к самому понятию славы, поскольку сотворен по подобию Б-га. «Во многих местах живая душа называется славой. Как написано: “Посему обрадовалось мое сердце и возликовала моя душа (кводи)”, “Пробудись, моя душа (кводи)” и т.п. Ведь Творец дал душу человеку от своего Трона Славы…»

Так говорит и Рамбам: «Когда говорят о человеке, что он “не жалеет славы Всевышнего”, имеют в виду, что он не жалеет свой разум, ибо разум человека и есть слава Б-га». Душа человека — нешама — называется славой, кавод, и разум — тоже кавод, и суть их одна. Ведь «мысль есть аспект души, которая обучает человека знанию и пониманию Торы» (Нефеш аХаим). Слава, которую человек воздает Всевышнему, заключается в том, что он воцаряет Его над собой здесь, в нижних мирах, будучи погруженным в материальность и борясь со злом.

Когда Моше пришел, чтобы спустить с небес Тору (которая тоже называется «славой»), он спорил с ангелами служения, сказавшими: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Сказал Всевышний Моше: Ответь им. Сказал он: Властелин мира, я боюсь, как бы не сожгли они меня паром, исходящих из их уст. Сказал ему: Держись за Трон Моей Славы и дай им ответ» (Шабат 88). Человек может держаться за Трон Славы, откуда корень его души, она же слава, и она спустилась в мир для : раскрытия славы царства Творца. Только человек, в котором есть склонность к злу («Разве в вас есть злое начало?» — спросил Моше ангелов), которого обуревает зависть («Разве есть среди вас зависть?»), погружен в материальные проблемы («Разве вы должны работать для пропитания?»), порабощен властью («Разве вы находитесь среди народов мира?»), — только он в состоянии раскрыть славу Всевышнего изнутри глубины всего этого мрака и сокрытия и, прорывая все эти завесы, привести к явлению славы Его Царства. Это Человек, чье изображение высечено на Троне Славы.

Поскольку человек подобен лестнице, основание которой на земле, а вершина достигает неба, он становится Троном Славы Всевышнего. Яаков, цельный человек, совершеннейший среди праотцев, «он — Трон Славы» (Зоар). Страшно подумать: цель замысла творения — раскрытия единства великого Имени Творца, реализуется в праведнике. «В будущем праведники будут названы Именем Всевышнего, как сказано: “Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал” (Бава батра 75). Праведник раскрывает волю Творца. А ведь раскрытие воли Творца происходит через Его святые имена: “все названное Моим Именем” — “и это все праведники, называемые Моим Именем” (Раши).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?