Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Представим себе человека, который не верит в существование Индии и Китая, поскольку он в этих странах не был. Вы бы считали его нормальным?

Вера и вековая традиция

Многочисленны пути, ведущие к вере

Многочисленные дороги и тропы ведут к вере — дорога чувства, логики, науки и исследования. Пути к центру веры пересекают просторы вселенной. Ведь «небеса проповедуют славу Б-жию, и о деяниях рук Его повествует небесный свод. День дню говорит, и ночь ночи открывает знание» (Псалом 19). В сущности человеческого бытия — в ощущении его внутренней Б-жественной стороны, в душе — есть окна, позволяющие заглянуть внутрь храмов веры. «Из плоти моей узрю Б-га» (Иов 19, 26). И действительно, мудрость и чувство привели к вере Израиля людей, которые увенчали ее славой.

За минувшие тысячелетия иудаизм не только прошел через испытания огнем и кровью, но также и через горнило исследования, философии и критики, из которого он вышел закаленным и озаренным сиянием истины. К подвижникам чистой веры принадлежат Рамбам, великий мыслитель и кодификатор; ибн-Эзра, великий толкователь, который провел все ценности иудаизма под жезлом своего исследования; Иеуда Алеви, мыслитель и поэт, увенчанный короной поэзии и утонченного чувства. Они пришли к истинной вере различными путями.

Пути для всех и для каждого в отдельности

Однако следует различать между тропами для одиночек и путем для многих. Наш мир сотворен так, что хотя «славою

Его полнится мир, — слуги Его спрашивают один у другого: Где место славы Его?» (Кдуша). Не вдаваясь в подробности при анализе мнений наших учителей-предшественников об исследовании и философии как средствах укрепления целостной веры, следует отметить, что все они рассматривают исследование и философию как дополнительный элемент и как удел отдельных личностей; но, с другой стороны, существует главный путь, проложенный для многих, для каждого из Израиля. Еврей призван и обязан идти по нему, а за пренебрежение этой обязанностью с него взыскивается. О пути, общем для всех, мы будем говорить в последующих главах.

Корень израильской, иудейской веры

Могучей, непоколебимой основой, на которой зиждется величественный храм веры и о которую разбиваются скептицизм и критика, является многовековая традиция, предание отцов, переходящее от поколения к поколению. Это основа основ, от которой вера устремляется ввысь, оставаясь ясной и доступной для каждого из народа Израиля — для мужчин, женщин и детей. К проникнутой единством совершенной вере нельзя ничего прибавить, от нее нельзя ничего отнять. Корень и начало этой веры в видении, в восприятии зрением и всеми другими чувствами и средствами интеллектуальными и духовными, находящимися в распоряжении человека. Посредством видения, ощущения и осознания были заложены основы веры, укоренившейся в народе Израиля, в первом поколении верующих в Господа и верящих Моше, Его слуге, — в поколении, которое получило Тору на горе Синай, и Тора передавалась в Израиле от отцов сыновьям беспрерывно вплоть до наших дней. Условия, способ и форма такой передачи предполагают ясное осознание и абсолютную истинность.

Эта азбука учения иудаизма общеизвестна и общедоступна; но наряду с известностью существует также незнание.

К сожалению, нам приходится видеть, как в наши дни пренебрегают этой основой веры и даже ошибочно отождествляют ее с «как заведено».

Нашей целью является напомнить о великих, всеобъемлющих основах, насколько это по силам автору и насколько позволяют рамки книги, в которой не содержится ничего нового, а только приведены высказывания из книг наших учителей-предшественников вместе с объяснениями и толкованиями на простом доступном языке.

Осознание, предание и видение

Верное свидетельство

Повсюду принято верить свидетельским показаниям людей. Согласно правовому законодательству, принятому у многих народов, на свидетельские показания опираются при вынесении приговора, в том числе при вынесении смертного приговора. В повседневной жизни мы также исходим из сообщений очевидцев. От общепризнанности и общего согласия людей в каком-либо определенном вопросе зависит мера достоверности: человек может клятвенно заверять в истинности того, что произошло на другом краю света. Порою он верит свидетельству так же или даже больше, чем виденному собственными глазами.

Представим себе, что появился человек, со всей серьезностью заявляющий: «Почему я должен верить в то, что в мире была война, ведь я не видел ее своими глазами, а только слышал рассказы о ней. Вы говорите, что где-то есть Индия и Китай. Я не был там и не верю вашим рассказам. Быть может, это неправда». Если бы появился такой человек, мы сочувственно пожали бы плечами, понимая, что с нами говорит душевнобольной.

Мы не сомневаемся в достоверности сведений о событиях, происшедших много веков тому назад. Для нас является очевидным то, что некогда жили императоры Александр Македонский и Наполеон. Мы знаем о важных исторических событиях, происшедших в давние времена. И если кто-то заупрямится: «Быть может, это ложь, выдумка писателей?» — мы объясним ему, что публичная ложь в таких масштабах не может существовать. В большинстве случаев удается разоблачить лгуна-одиночку. И тем более невозможно, чтобы все общество согласилось и приняло ложь. Отец не передаст ложь сыну, а поколение не выдаст вымысел за правду и не передаст его потомкам.

От поколения к поколению переходит история мир и история каждого из народов. Предположения передаются как предположения, легенды как легенды, а достоверные факты — как абсолютная достоверность. Разногласия существуют только в разъяснении событий, в определении причин и мотивов, предшествовавших им, ибо о них обычно не сообщается непосредственно. Однако сомнения не распространяются на то, что поколение и век открыто подвергли проверке.

Общепризнанность наследия

Многогранная жизнь общества опирается на взаимное согласие и традицию. Первую букву алфавита мы называем «алеф». Разве возникают у нас сомнение и мысль о том, что, быть может, ее следовало бы называть не «алеф», а «бет»? Откуда у нас уверенность в правильности? Так передается от поколения к поколению, такова традиция отцов. Рецепт хлеба, который мы едим, общий язык, на котором мы говорим, также являются наследием отцов. В области знания и науки, идей и культуры каждое поколение наследуют предыдущему, совершенствует полученное им и строит свой мир. И если бы появился «новатор», желающий сбросить с себя иго наследия и начать все сначала, ему сказали бы: «Хорошо, но в этом случае тебе придется прикрывать наготу фиговым листом, ты будешь добывать огонь из камней и жить в пещерам и расселинах скал». Основа жизни всякого цивилизованною человека состоит в том, что каждое из поколений получает наследие от предшествующего и вносит свой вклад в то, что получено им в наследство.

Итак, мы получаем в наследие сведения об исторических событиях, о которых известно из преданий. Сведения внушают доверие, когда они передаются от поколения к поколению в качестве обычаев и образа жизни, с которыми человек связан постоянно, ежедневно, ежечасно. Традиция обладает значительно большей достоверностью, когда передаваемое ею требует от человека усилий и самоотверженности, чему природа человеческая обычно противится, т. е. когда предана содержит идеи и предписывает образ действия, обуздывающие человека, которые невозможно принять, не осознав их необходимость и истинность. Если бы человек сомневался в истинности предания, он не взял бы на свои плечи эту тяжелую ношу.

Отношение поколений к преданию

Убедительным доводом является способ передачи иудейского наследия, который отличался серьезностью и возвышенностью, строгостью и бережным отношением к каждому знаку, тревогой и трепетом. Достоверность и убедительность возрастают, когда предание принимается от человека верного и любящего, заботливого и преданного тебе, от всей души желающего направить тебя на путь истины. Неизмеримо возрастает мера достоверности и истинности, если предание передается в такие моменты, когда человек возносится на вершину кристально чистых представлений о жизни, освобождается от оков своих слабостей, недостатков и предрасположений. Такое сообщение обладает неоспоримыми истинностью и достоверностью, которые не уступают очевидности сенсорного восприятия и осознания, в которых участвуют разум и чувства человека.

Предание иудейское

Издавна овеянное величием истины

Рассмотрим теперь цепь векового предания израильского народа. Обратим внимание на каждое из звеньев этой цепи. Разве может человек не застыть в безмолвном восхищение перед величием вечной могучей истины, чистой и свяюй. В нашем человеческом языке не хватает слов для определения этой истины.

Власть Б-га и Его Торы над всей жизнью

Что составляло содержание жизни Израиля, жизни отдельного человека и общества в целом на протяжении тысячелетий до последнего времени? Жизнь еврея представляла собой непрерывную цепь жизни Торы, веры и служения Господу. От рождения до смерти, ежедневно, ежечасно, ежеминутно человек из Израиля неотделим от веры и исполнения заповедей. Кто господствует над его внешней и внутренней жизнью, над его совестью, мыслью и действием? Кто властвует над его телом, над всем его существом? Б-г Израиля. Что является определяющим для выбора пищи, для его работы и торговли, что определяет его удовольствия, развлечения, отдых, поведение, одежду, что определяет его скорбь, слезы, боль и радость? Тора Израиля.

На теле еврея знак священного завета. Тфилин на руке против сердца, «чтобы этим подчинить желания и помыслы нашего сердца служению Ему, благословенно имя Его». Тфилин на голове, над мозгом, — чтобы душа, которая в нем, и все мои чувства и силы подчинились служению Ему, благословенно имя Его. Еврей облекает свое тело в цицит, кисти видения, чтобы «так да облекутся душа моя и 248 членов и 365 жил моих светом цицит, знаменующих собой 613 заповедей». Пробуждаясь утром, еврей ежедневно принимает бремя царства небесного, Торы и заповедей; он предстает перед своим небесным Отцом, чтобы прославлять, восхвалять, благодарить и благословлять, он изливает душу перед Творцом, вкладывает в молитву жар своей души и принимает основы веры и ее принципы от «обновления мира» до особого благословения «воскрешающий мертвых».

Входя в дом, еврей целует мезузу. А почему он любит ее? Потому что она говорит о принятии ига царства небесного, ига Торы и заповедей. Каждой трапезе предшествует и каждую трапезу завершает благословение Господа. А что ест ев рей? То, что дозволено в пищу Торой. Когда еврей отправляется в путь, его сопровождает молитва. Когда еврей занят работой и торговлей, Тора руководит им. Тора устанавливает порядок в том, что видит его глаз, слышит его ухо, произносят его уста. Но вот день клонится к вечеру, и молитва Минха ободряет душу еврея, и он ждет вечера, чтобы заняться изучением Торы, Учения жизни, Учения Б-га, которое успокоит его, утешит, утолит его жажду, вознесет и возвысит его. В его жилище пребывает Шехина, между ним и его женой — завет Торы, ее законы и уставы. Перед сном он принимает иго царства небесного и отдает отчет о поступках, совершенных за прошедший день. Он ведет себя скромно и благопристойно, Тора направляет его действия. Бодрый, с новыми силами, пробуждается он на заре, чтобы служить своему Творцу.

На протяжении шести рабочих дней недели еврей пребывает под сенью Субботы. Суббота — святая святых для Б-га Израиля. Она свидетельствует об обновлении мира, о вручении Торы, о Провидении Творца, о всех основах Торы и принципах веры. В этот день еврей освобождается для жизни. полной святости и Торы, в этот день он возносится и приближается к Б-гу.

А каково содержание еврейских праздников? В праздник освобождения, в праздник Песах, еврей переживает избавление от египетского рабства, избавление, сформировавшее израильскую нацию, — переживает не только как воспоминание, а как реальное событие своей жизни. А в праздник Шавуот, праздник вручения Торы, еврей приобщается к Синайскому откровению и принимает Тору. В праздник Рош Ашана, в Новолетие, восходит на престол суда Царь, Царь мира. В Судный день, в Йом Акипурим, еврей очищает себя пред Царем. В праздник Суккот он радуется пред Ним, исполняя Его заповеди, своими глазами видя кущи и облака славы, которые видела израильская нация в пустыне.

Участие души в исполнении заповедей

С каким воодушевлением служит еврей своему Тво зцу и исполняет Его заповеди, какую самоотверженность проявляет он для того, чтобы выстоять в испытаниях. Вспомним о верности, сердечной радости и приверженности, с которой израильтянин исполняет Синайские повеления.

Какое серьезное отношение, готовность, требовательность и забота о каждой букве предписания! Как радуется сердце великолепию этрога, как целует еврей филактерии и кисти видения, как заботится он о всякой малой детали, с какой любовью и с каким трепетом относится он ко всему, связанному с заповедью.

Наследие отцов

Кто возложил на еврея любимое им и желанное бремя? Отец и мать, все предшествующее поколение. А кто возложил на его родителей, на их поколение эту священную ношу, Учение жизни? Отец и мать его отца, отец и мать его матери, их поколение. А кто ввел их предков под сень крыльев Шехины? И так, из поколения в поколение, путь ведет к нашему учителю Моше, к Синайскому откровению и к Б-гу Израиля.

Кто со священным трепетом делал младенцу обрезание на восьмой день после его рождения? Отец, любящий его как лушу свою. А кто плакал из-за причиненной ему боли и от радости, что на ее долю выпало счастье ввести его в завет нашею праотца Авраама? Его мать, еврейская милосердная мать. Разве это фальшивые слезы? Разве это притворство?

А что завещал еврею отец, расставаясь с ним на ложе страдания? В час, когда человек смотрит на мир непредубежденно, освободившись от оков материального и от своих заблуждений, когда он мысленно обозревает свою жизнь, давая себе отчет о прожитом и совершенном. Обращаясь в этот час к сыну, к своей надежде и утешению, что говорит он ему последним своим словом, в котором стремится воплотить все самое важное? — «Служите Б-гу Израиля и храните Его Учение!» Разве отец обманет сына?

Ради чего готов еврей пожертвовать своим имуществом, силами и жизнью? Ради чего он готов идти на смерть? Каково его последнее слово в этом мире? — «Слушай, Израиль! Господь — Б-г наш, Господь един!» Неужели кто-то осмелится назвать это притворством?

От кого еврей унаследовал это? Кто вдохнул в него жар души, самоотверженность и сердечную тоску по возвышенному кто разжег пламя в его крови, кто воцарил над ним Б-га Израиля и Его Тору? Поколение прошлого, воплощенное в нем, в его крови, в его душе, в его сердце — в еврейском сердце.

В свете исследования

Наш народ — народ жестоковыйный, все проверяющий, всему сопротивляющийся, всегда у него наготове вопрос: «Что это? Откуда?» Этому народу чужда дисциплина, безмолвное подчинение, слепое повиновение. Трудно представить себе объем проверки и исследования, через которые предание проходило в каждом поколении.

Так крепла и закалялась израильская цепь. Каждое поколение видело цель и предназначение своей жизни в передаче Синайского наследия грядущему поколению. Это соединяет в единую цепь все поколения — звенья. Наше, бедное поколение также стоит на пути, ведущем к нашему учителю Моше, к Синайскому откровению и к Господу, Б-гу Израиля.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.