Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разбор текста самой известной ханукальной песни

После зажигания всех свечей поют «Маоз Цур» — «Оплот крепости».

Акростих первых букв абзацев — Мордехай, первых букв последнего абзаца — Хазак (будь сильным).

В гимне «маоз цур» воспевается Всевышний, который нас спасает, начиная с Исхода из Египта, затем, когда мы были под игом четырех царств, и до прихода Машиаха, когда будет отстроен Третий Храм.

Мидраш Раба (Берешит 1:4) говорит о четырех царствах, которые будут властвовать над еврейским народом, одно из них — царство Греции.

В чем сущность греческого царства, и каково было его влияние?

Сказал Раби Шимон бен Лакиш: сказано «И земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной и дуновение Божье витает над водой» (Берешит 1:2) — тут идет речь о четырех царствах, которые будут порабощать евреев:

Пуста — это Вавилон, разрушение Первого Храма, как сказано в пророчестве Ирмеяу: «Я видел землю, и она пустынна» (Ирмеяу 4:29).

И хаотична — это Мидия и Персия, время событий Пурима.

Тьма — это Эдом, греческое царство, от страшных указов которого у евреев потемнело в глазах, (один из этих указов) — напишите на роге быка, что у вас нет доли в Боге Израиля.

Над бездной — это злодейское царство Эдом (Рим), конца которому нет (не видно).

Дуновение Божье витает над водой — это дух царя Машиаха, как сказано: «И сошел на него дух Всевышнего» (Йешаяу 11:2).

В заслугу чего он придет? В заслугу раскаяния, которое сравнивается с водой, как сказано: «Изливай, словно воду, сердце твое пред лицом Бога» (Эйха 2:19).

Почему греки хотели заставить евреев написать на роге быка, что у нас нет доли в Боге Израиля? Чтобы продемонстрировать, что евреи не имеют отношений с Богом. Есть только естественные законы природы, и даже если есть Бог евреев, он не вмешивается в этот мир. Мир сам по себе, а Бог сам по себе. Это и есть тьма — разорвать связь между еврейским народом и Богом, создать ощущение, что мир существует только по естественным законам, а Бог в этом мире не присутствует, в этом мире нет Его руки, которая участвует во всем.

Интересно, в мидраше сказано намеком, что четвертое царство Эдома, который захватил власть третьего царства Греции, сохранит ее темноту — «тьма над бездной». Темнота Греции в духовном плане останется и у римлян.

Талмуд (Бава батра 25б) говорит: несмотря на то, что нужно молиться в направлении места, где стоял Храм, можно чуть повернуться в другом направлении тоже. Кто хочет разбогатеть, пусть повернется немного в северную сторону, а кто хочет стать мудрее, пусть повернется немного в южную сторону.

Потому что Шулхан (стол, на котором стояли хлеба), символ царства и богатства, стоял с северной стороны Храма, а Менора (светильник) была на юге.

Светильник — символ мудрости Торы. Неслучайно ханукальное чудо было сделано именно с маслом для Меноры, это показало нам, чем можно прогнать темноту. В духовном смысле — усилить свет мудрости Торы. В первую очередь — устной Торы. После победы в Хануку мы видим большее расширение и углубление именно устной Торы: Мишна в эпоху танаим, и Талмуд позднее, в эпоху амораим. То есть труд над Торой — это та сила, которая снимает темноту.

Когда человек трудится над устной Торой, старается понять логику Талмуда — как понять это место, этот закон и тот закон, — он становится един своими мыслями с Торой. Человек этим соединяется с Торой, и эта сила Торы изгоняет темноту.

Хафец Хаим говорил, что ты не можешь прогнать палкой темноту, но ты можешь зажечь свет, и тогда темнота уйдет сама.

Что такое тьма? В темноте можно сделать две ошибки. Во-первых, человек может вообще ничего не видеть или может видеть ошибочно. Может оступиться и может принять одну вещь за другую.

Свет Торы направляет наши действия и освещает. Показывает, что нам надо делать, а чего не следует.

Оплот крепости спасения моего, достойный всяческого прославления, Восстанови дом молитвы моей, и там принесем благодарственное жертвоприношение.

Когда наступит избиение Врагов, лающих на нас как псы, воспоем мы песню славы обновленному жертвеннику.

Наступит время, когда Всевышний накажет всех, кто мучал еврейский народ перед приходом Машиаха, и мы будем хвалить Бога при отстроенном Храме. Враг, «лающий как пес» — это символика Амалека — самого ужасного нашего врага. Рамбан пишет (Шмот 17:16), что перед приходом Машиаха в войне с Гогом из страны Магог также будет участвовать Амалек. Первый народ, который на нас напал — Амалек, он же будет и последним народом, что нападет на евреев.

Тут слово шир «песня» используется в мужском роде. На иврите слово «песня» может быть как мужского, так и женского рода (шир или шира). Существует предание, что в истории еврейского народа есть 10 песен, и только две из них в мужском роде. Первая песня — это Шир а-ширим, Песнь Песней царя Шломо, а вторая — Шир хадаш; Новая песнь — это песнь, которую произнесут при приходе Машиаха. Песня мужского рода — это понятие конечного избавления, после которого не будет больше никаких других мук и не нужно будет больше никаких избавлений.

Слова «песню славы обновленному жертвеннику» созвучны с началом 30-го псалма Теилим, который царь Давид написал для того, чтобы его сын Шломо прочел его при открытии Храма — «песня славы обновленному Дому».

Страданиями пресытилась душа моя, в скорбь ушла вся сила. Отравило мою жизнь Рабство в царстве телицы.

Но рукой своей великой вывел своих избранников, Воинство фараоново и все его потомки погрузились в морскую пучину как камень.

Во двор святыни Твоей Он привел меня, но и там не нашлось мне успокоения.

И пришел притеснитель и изгнал меня за грех чужим богам поклонения.

Вино ядовитое пил я, почти полностью был я уничтожен, но наступил конец плену Вавилонскому, Зерубавель вывел меня, ровно через семьдесят лет пришло избавление.

Вавилон разрушил Первый Храм, и почти весь еврейский народ был тогда уничтожен, но через 70 лет Всевышний сжалился над нами, и Вавилону настал конец.

Срубить высокий кипарис хотел потомок Агага — сын Амдаты, и это же стало ему ловушкой, и гордыня его была сломлена.

Главу народа из колена Биньямина вознес Ты и стер имя врага. Множество его сыновей и приобретений повесил на дереве.

Греки собрались войной на меня в дни Хашмонаев, пробили защитные стены наши и осквернили священное масло Храма.

Но с (маслом), оставшимся в кувшине, случилось чудо для Израиля, уподобленного лилии. Мудрые установили праздник и хвалу на восемь дней.

Рав Йосеф Каро в книге Бейт Йосеф задает вопрос: в найденном кувшине было масла на один день, и случилось чудо — оно горело 8 ночей, но если все же в кувшине было масла на один день, то чудо было только семь ночей! Почему постановили праздновать восемь дней? Один из ответов — «из оставшегося в кувшине случилось чудо», сам тот факт, что осталось масло, а не сгорело все в первую ночь, был чудом, и поэтому «мудрые — мудрецы — установили праздник и хвалу (Алель) на восемь дней».

Мы молимся: Всевышний, как Ты спасал нас во всех изгнаниях, так спаси нас и в последнем изгнании — эдомском, и приблизь окончательное избавление — Машиаха.

Вознеси руку Твою святую и приведи нам избавление. Отомсти за рабов Твоих народу-злодею, ибо слишком долго мы страдаем от них, и не видно конца. Пусть отправится в тень смерти Эйсав, поставь над нами семерых наших пастырей.

По материалам книги «Ханука»


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.