Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков

«Писание упоминает много доводов относительно освобождения евреев: “и услышал Б-г их вопли”, “и вспомнил Б-г Свой завет”, “и увидел Б-г”, “и узнал Б-г” и т.д. Ибо хотя закончилось время, отпущенное на рабство, они не были достойны освобождения… но только из-за того, что они возопили, Он принял их молитвы с милостью» (Рамбан, Шмот 2:25). (См. то, что мы привели выше от имени Гаона относительно египетского изгнания.)

Сказанное нами об исправлении человеком повреждений мира, находящегося под властью времени, относится в частности к акту молитвы. Ведь акт молитвы заключается в предстоянии человека перед Царем царей как нуждающегося и зависящего от Всевышнего во всех своих делах и потребностях. Цель молитвы — приближение к Творцу и умаление себя перед Ним. Тем самым молящийся удостаивается исполнения своих просьб и исправления своих недостатков.

Более подробно: служащий Всевышнему видит во всяком моменте времени и в каждой ситуации личное отношение Творца к себе. Веря в индивидуальное провидение, он объясняет все происходящее в своей жизни и в жизни всего народа как следствие озарения Лика Всевышнего или, наоборот, сокрытия Лика. Он переживает все происходящее с ним как ответ с Неба на свои действия, обращает к Творцу молитву о прощении, раскаянии, просит ниспослать жизнь и благословение. Природные перемены он трактует как указание свыше относительно его обязанности в мире, и каждое изменение побуждает его обратиться с молитвой к Творцу. На рассвете он благодарит «за то, что вывел меня из тьмы на свет», а вечером молит, «чтобы вывел из тьмы на свет».

Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Всякое страдание в этом мире Всевышний посылает человеку, не про нас будь сказано,— лишь для того, чтобы побудить его к молитве. Как сказали мудрецы (ШмотШмот рабараба 21): “И фараон приблизил”, это подобно матроне, голоса которой царь желал услышать, — она же того не хотела. Что сделал царь? Наслал на нее грабителей, чтобы она закричала, и царь, наконец, услышал ее». И написано (Йевамот 64): «Почему наши праотцы были бездетны? Потому что Всевышний страстно желает молитв праведников». И об этом сказано (Санедрин 44): «Пусть человек всегда предварит беде молитву, пробудит в себе желание молиться, и тогда не нужна будет беда, чтобы побудить его. И все изгнания и страдания — только для этого: поднять все материальные вещи на возвышенный духовный уровень через молитву» (Ресисей лайла 6).

Подобно тому, как избавление из Египта произошло в силу молитвы, так будет и с будущим окончательным освобождением: «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет с этой ночью и тьмой?!» (Раши, Йешаяу 21:20). — «Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить, просите; приходите снова». «Сказал Страж, Всевышний: пришло утро — воля Моя озарить праведников освобождением; и ночь — злодеев ожидает тьма ». «Если будете просить — если вы попросите ускорить конец времен» (По комментарию Раши на Йешаяу и Бава кама 3б).

В молитвенном служении человек находит своего Творца за всеми природными завесами и за всеми сокрытиями Лика (См. приведенное нами выше от имени Рамхаля в книге Дерех аШем). Молящийся приближает себя и все принадлежащее ему к Творцу тем, что он предстает перед Ним как создание, зависящее от своей Причины во всех аспектах жизни. «Ибо через молитву он признает, что все его потребности — от Всевышнего. И если Б-г не даст ему, нет у него ничего! И через это все нужды человека и творений мира восходят на более высокую ступень» (раби Цадок аКоэн).

Здесь нам раскрывается глубина поразительного действия молитвы. Она исправляет порчу мира, привнесенную категорией времени. Она превращает всякое зло, сокрытие и поломку в причину и корень служения и приближения к Творцу. Она пронизывает своим светом всякую тьму и сокрытие. Молитва превращает время в величайший инструмент служения Творцу. Своей молитвой человек приближает все творение, со всеми его видами изменчивости и отрезками времени, к Единому. Как объясняет данный вопрос Нефеш аХаим: «Вместить и заложить в постоянный установленный текст молитвы исправления всех миров, высших и низших, и порядки строения Меркавы. Чтобы каждый раз, когда люди молятся, это повлекло за собой новые исправления в порядках миров и сил, и привлечение новых влияний из высших миров. С того момента, как установили молитву, и до прихода Машиаха, не была и не будет одна молитва похожа на другую — раннюю или позднюю. Ведь “одеяние, в которое облачался утром, не облачается вечером и т.д.” (Тикуним 422). И также каждый день не похож на другой: ни до него, ни после» (Ч.2, гл. 13).

Таким образом молящийся привлекает на себя и на весь мир благословения, благодать и жизненную силу от Творца.

«Час молитвы для благочестивого — как зерно времени и его плод» (Кузари).

И поэтому мудрецы определяют молитву как «жизнь во времени» (Шабат 10).

*

Изучение же Торы определяется в той же гемаре как «жизнь в вечности». Мы подробно объясним эти два определения. Заповедь изучения Торы обязывает еврея всегда, во всякое время: «…и все вопросы Торы — это один свет, и заповедь изучать Тору существует в любой момент, в то время как обязанность других заповедей наступает каждая в свое время» (аГра, Мишлей 1:9).

Талмуд по-разному называет тех, чье основное служение заключается в молитве и тех, кто служит Б-гу, в основном, изучением Торы. «Случай с раби Ханиной бен Досой, который пошел учить Тору у раби Йоханана бен Закая. И сын раби Йоханана бен Закая заболел. Сказал ему: Ханина, сын мой, проси милосердия за него, и он выживет. Опустил он голову между колен и просил за него милосердия, и тот выжил. Сказал раби Йоханан бен Закай: если бы бен Закай весь день бился с головой между колен, не обратили бы на него внимания (свыше). Сказала ему его жена? Разве Ханина более велик, чем ты? Сказал ей: нет, но он подобен рабу перед царем, а я подобен министру перед царем» (Брахот 34б). Раши: «подобен рабу: входит и выходит без разрешения».

Это служение раба заключается в следующем: приблизить всю совокупность «жизни во времени», со всеми ее частностями, оттенками и процессами, к Царю мира. В данное служение включается: представлять перед Всевышним каждый час потребности, недостатки и просьбы людей, изменяющиеся с течением времени. А служение «министра царя» — иное, оно относится к «жизни в вечности», к той системе, которая рассматривает всю вселенную, от начала ее эманации в высях и до конца постепенного развития миров, в одной равномерности — «один свет». С точки зрения Торы одного света, в творении нет никакого недостатка. Ведь на самом деле все сотворенное — «очень хорошо». И все процессы ведут к одной цели: к совершенству воздаяния блага. И «мудрец, который лучше пророка», находится в жизненной системе Грядущего мира, где все недостатки, страдания и беды раскрываются как «очень хорошо». Все сокрытия и осквернения Имени Всевышнего на самом деле используются для раскрытия Единства великого Имени. Свет Торы возвышает и поднимает выше неба. Рядом с ним нет места недостаткам и поломкам, зависящим от времени — мира под солнцем.

«В Торе ступени соответствуют уровню знаний, и тот, у кого больше мудрости, стоит выше другого. А в молитве, наоборот, ступени — в соответствии с недостатком. И так сказано в святом Зоаре: “Молитва бедняка — облачение всех молитв” (Ресисей лайла 17).»

*

Мы удостоились немного поразмыслить о внутреннем соотношении категории времени и молитвы. Нам осталось выяснить связь между молитвенным служением и прохождением по небу солнечного диска: восходом, заходом и темнотой. Данный вопрос будет обсуждаться в следующих главах.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?