Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Известно, что Суббота «весит» как все остальные заповеди, и у всех злодеев есть передышка в Субботу, и гаснет огонь Геhинома, но огонь, [пожирающий] осквернявших Субботу, не гаснет даже в Субботу

Осквернение Имени Всевышнего — самое тяжёлое из преступлений, как сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Йома 86а), о четырёх видах искуплений: «Преступил через осквернение Имени Всевышнего — раскаяние, Йом Кипур и страдания не искупают, а только день смерти, как сказано (Йешаяhу 22:14): “…Будет ли искуплен вам грех этот до смерти?!”».

Нида. Кроме того, что за это есть карет, сказано в Книге Зоhар (часть 2, Шмот 3аб): «Три [вида преступников] отталкивают Шхину от мира так, что люди кричат, но голос их не слышен, — вот они: нида, ибо нет в мире большей нечистоты, чем нечистота ниды…».

Суббота. Известно, что Суббота «весит» как все остальные заповеди, и у всех злодеев есть передышка в Субботу, и гаснет огонь Геhинома, но огонь, [пожирающий] осквернявших Субботу, не гаснет даже в Субботу. И сказали мудрецы, благословенной памяти (Шабат 118б): «Если бы Израиль смог соблюсти две Субботы, как следует по закону, сразу пришло бы освобождение». И ещё сказали мудрецы, благословенной памяти (Там же): «Всякий, кто соблюдает Субботу, даже если он служит идолам, как Энош, ему прощают», как сказано (Йешаяhу 56:2): «Счастлив человек 253, который сделает это… бережёт Субботу от осквернения…».» И ещё написано (Йешаяhу 58:13,14): «Если вернёшь 254 в Субботу ноги твои… <…>…Тогда насладишься Всевышним…».

Нутряной жир и кровь. Известно, что наказание за это — карет, и они оскверняют душу.

Использование Святых Имён. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Авот 1:13): «…Использующий корону — уйдёт», — это значит, что он будет искоренён из мира: пропадёт — он или его сыновья, умрёт — он или его сыновья, обеднеет — он или его сыновья. Унижающий мудрецов и предатель (доносчик). Они из числа тех, у кого нет будущего мира и кто не встанет во время оживления мёртвых.

Напрасное семя. Это хуже, чем пролить чужую кровь; кроме того, нет конца пролитой крови их и их детей. А в Книге Зоhар, глава Вайеhи (часть 1, 219б): «У всех преступников есть раскаяние, кроме этих. И от наказания за все преступления малолетний свободен, кроме этого, — ведь Эр и Онан были младше семи лет и умерли за это от руки Небес; более того, тогда это ещё не было заповедано. И о поколении Потопа написано (Берешит 6:12): “…ибо сгубила всякая плоть свой путь 255 на земле”. И все создания, от человека до скотины, и птицы небесные, и пресмыкающиеся были стёрты, и даже почва была стёрта на три ладони (в глубину). Такого не было со дня сотворения мира и больше не будет никогда. Более того, это произошло, когда были заповеданы только семь заповедей».

Запрещённая еда. Известно, что она оскверняет даже душу 256, как написано (Ваикра 20:25): «…и не оскверняйте души ваши…». Более того, отказывающийся от неё называется «святым», как написано (Ваикра 11:43—45): «Не оскверняйте души ваши… <…> …И освятитесь… Ибо Я — Всевышний, поднявший… И будете святыми, ибо Свят Я». А ты знаешь, что святость приводит к Духу святости.

Клятва, если она напрасная или ложная. Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «В час, когда Всевышний сказал: “Не произнеси 257…,” содрогнулся весь мир». И сказано (Иов 9:6): «Сдвигающий землю с места её, и столпы её задрожали», — и воды бездны хотели подняться и смыть весь мир. И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Швуот 39а): «За все преступления взыскивают с него 258, а за это — с него, с его семьи и со всего мира в целом». И даже если это правда 259.

И сказали мудрецы, благословенной памяти (Бемидбар Раба, начало главы Матот, пункт 22): «Шестьсот тысяч поселений было у царя Яная на царской горе, и все они были разрушены за клятвы, даже если те исполнялись». И сказали мудрецы наши, благословенной памяти (Ктубот 77б), о раби Йеhошуа бен Леви: «Сказал [о нём] Святой, благословен Он: “Посмотрите, если [хоть раз] в жизни он поклялся и отменил клятву у мудреца 260, — выгоните его из Сада Эден, а если нет, — оставьте”». Проверили, и обнаружили, что никогда в жизни он не просил отменить свою клятву, — более того, он никогда не клялся вообще.


253 В оригинале — энош (смертный), одно из названий человека в Торе.

254 Речь идёт о запрете покидать в Субботу границы поселения (города) — 2000 локтей от крайних домов.

255 «Путь» — дерех, на святом языке значит не только движение в пространстве, но и движение во времени. Дети, потомство — это продолжение, движение во времени, то есть «путь».

256 А не только тело.

257 «Не произнеси имя Г-спода, Всесильного твоего, напрасно…» (Шмот 20:7), — этот стих запрещает ложную и пустую клятву.

258 С преступника.

259 Запрещена не только ложная, но и «пустая» клятва, клятва, которая не нужна или не заповедана.

260 Если человек поклялся сделать нечто, а потом, в силу непредвиденных обстоятельств, не может это исполнить, он может освободить себя от этой клятвы с помощью мудреца.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.