Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перенос предмета, на котором лежит мукце. Исключения из правила.

Опора в середине шабата

Мы уже писали выше, что и в середине шабата предмет может сделаться опорой для мукце, например, если уже после начала шабата на него положили мукце. В этом случае такой предмет является опорой для мукце все то время, пока мукце расположено на нем. Такая опора отличается от всех прочих тем, что после удаления с неё мукце устраняется и запрет его перемещения, и оно становится разрешённым, как и в начале. Т.е. только когда предмет сделался опорой с самого начала шабата, мы говорим, что он остается опорой для мукце и после того, как это мукце было удалено (принцип «То, что сделалось мукце в сумерки…»). И поэтому, когда какой-то предмет делается опорой для мукце в середине шабата и хотят его передвинуть, если могут стряхнуть мукце с опоры, необходимо так поступить. А после того как мукце будет удалено, разрешается переместить опору, поскольку запрета на её перемещение больше нет. А если стряхнуть мукце невозможно, тогда следует положить рядом с ним предмет более важный, чем мукце, и тогда нижний предмет сделается опорой для разрешённой и запрещённой к перемещению вещи, и опять будет разрешено эту опору перемещать, поскольку запрет перемещения с опоры снят.

Опосредованное перемещение для нужд разрешённого и запрещённого предмета (тильтуль мин ацад лецорех давар амутар веасур)

Все, что мы написали выше относительно разрешения перемещения опоры, относится к случаю, когда выполняются упомянутые выше условия. Осталось, однако, обсудить, как возможно перемещать лежащее на опоре мукце само, когда опора не запрещена для перемещения, ведь при этом перемещают и мукце?! Мы уже писали выше, что когда перемещают опору другим предметом, это не будет считаться перемещением мукце, так как такое перемещение является неудобным и называется «опосредованным перемещением» (тилтуль мин ацад), подобным перемещению килеахар яд.

Не каждое перемещение посредством другого предмета разрешили, но только такое, которое делается ради другого предмета, а не ради мукце, а мукце перемещается лишь заодно (опосредованное перемещение ради другого предмета). Но если такое перемещение осуществляется и ради самого мукце, на это разрешения нет. И хотя неочевидно, что перемещение опоры осуществляется ради мукце, тем не менее считали его перемещением мукце и назвали «опосредованным перемещением для нужд запрещённого к перемещению предмета» (мукце).

Поэтому, если на столе лежит мукце и рядом с ним лежит более важный предмет, разрешённый к перемещению, (и тогда стол не делается опорой для мукце), и хотят воспользоваться разрешённым предметом в другом месте, разрешается передвинуть туда стол, хотя на нем лежит и запрещённый к перемещению предмет. И хотя мукце в результате перемещается, тем не менее поскольку перемещение осуществляется не ради него, но ради разрешённого предмета (для использования в другом месте), разрешили делать это как «опосредованное перемещение для нужд разрешённого предмета». Но если хотим перенести стол вместе с мукце на нем в другое место, чтобы хранить мукце там, например, когда опасаются кражи и т.п., если оставить мукце на прежнем месте, т.е. когда стол перемещают ради мукце самого, сделать так не разрешили. Это считается «опосредованным перемещением для нужд запрещённого предмета», что запрещено. И не только это, но запрещено даже немного приподнять стол, чтобы стряхнуть с него мукце, если это делается для нужд мукце самого, например для того, чтобы спрятать его, поскольку это делается ради запрещённого к перемещению предмета.

И то же самое, когда разрешаем перемещать стол, в ящике которого находится мукце, и одежду, в кармане которой лежит мукце. Это разрешено, только если нет намерения перемещать мукце. Однако если перемещение осуществляется ради мукце, например, чтобы перенести его в лучше охраняемое место, это запрещено, поскольку в этом случае осуществляется «опосредованное перемещение для нужд запрещённого предмета».

И почему провели такое различие? Мы уже писали выше (п.1 в законе опосредованного перемещения), что когда осуществляем опосредованное перемещение для нужд разрешённого предмета, то, хотя вместе с ним перемещаем и мукце, поскольку назначение перемещения состоит именно в перемещении разрешённого предмета, а мукце перемещается заодно с ним, оно не называется «перемещением мукце». Однако если мы также намереваемся переместить мукце, мы относим действие перемещения и к мукце и считаем его «перемещением мукце». И хотя перемещают мукце посредством другого предмета, этого недостаточно, чтобы разрешить перемещение мукце, поскольку много раз и в будни перемещают вещи посредством другого предмета. И раз так принято делать, такое действие включается в запрет перемещения мукце в шабат.

Обязанность стряхивания

Разрешили перемещать запрещённый предмет вместе с разрешённым только тогда, когда невозможно перед этим стряхнуть запрещённый предмет. Например, когда опасаются, что стряхивание мукце испортит его или повредится другой предмет, на который мукце упадет и т.д. Однако когда можно сделать это без ущерба, запрещается перемещать мукце заодно с разрешённым предметом: в таком случае опосредованное перемещение не разрешили. (Возможно также обосновать это тем, что мы написали в предыдущем параграфе. Разрешение опосредованного перемещения строится на том, что мы не приписываем мукце действие перемещения. И хотя в результате мукце тоже перемещается, все действие не считается «перемещением мукце», поскольку нет намерения его перемещать и оно перемещается опосредованно вместе с перемещением разрешённого предмета. Такое перемещение (мукце) не считается значимым. Однако если существует возможность стряхнуть мукце и вообще не перемещать его, тогда его перемещение вместе с разрешённым предметом будет рассматриваться как необходимое для мукце тоже. В этом случае действие перемещения будет относиться также и к мукце, и оно будет расцениваться, как и остальные виды перемещения для нужд запрещённых предметов.)

Остальные виды опосредованного перемещения

Разрешение опосредованного перемещения относится не только к тому случаю, когда запрещённый к перемещению предмет перемещается вместе с разрешённым. Но любое неявное перемещение мукце, т.е. его перемещение посредством другого предмета, включается в это разрешение все то время, пока это перемещение производится не для нужд мукце. Поэтому, если мукце лежит на каком-то предмете таким образом, что этот предмет не делается для него опорой, например, когда мукце забыли там и т.п., хотя рядом с ним и не положили разрешённый к перемещению предмет, разрешается перемещать мукце посредством передвижения предмета, на котором оно лежит, если мы желаем видеть этот предмет в другом месте. И это тоже считается «опосредованным перемещением для нужд разрешённой вещи». И таков же закон, если мы хотим освободить место, которое этот предмет занимает. (Но и здесь это разрешено только тогда, когда стряхнуть мукце тяжело.) Т.е. и в этом случае, поскольку нет намерения переместить этот предмет для нужд лежащего на нем мукце и поскольку не перемещаем мукце явно, мы не относим к нему действие перемещения. На этом основывается описанное выше в п.7 разрешение перемещения косточек. И там, поскольку перемещаем мукце посредством другого предмета и перемещение не делается ради него, ибо для мукце нет никакой нужды в этом перемещении, а производим его совсем с другой целью — очистить стол, мы не относим действие перемещения к мукце, и оно разрешено как «опосредованное перемещение для нужд разрешённой вещи». По этой же причине разрешили взять разрешённую к перемещению вещь, лежащую на мукце (и возможно также положить такую вещь на мукце), даже если при этом мукце начнёт раскачиваться, а это запрещено так же, как и перемещение самого мукце. И смысл в том, что и здесь мы двигаем мукце не руками, но посредством другого предмета, и делаем это не для нужд мукце. Поэтому и такой случай включается в категорию «опосредованного перемещения для нужд разрешённой вещи».


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.