Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейский закон совмещает неприятие самоубийства и отвращение к нему с состраданием и сочувствием к тем, кто его совершил

Любители кино по всему миру шокированы и опечалены самоубийством Робина Уильямса. Актер много лет страдал алкоголизмом и депрессией.

Согласно еврейской Традиции, самоубийство — тяжкий грех. В определенном смысле это убийство. Всевышний дарует нам жизнь, и только Он имеет право отнять ее. В Мишне сказано: «…не по своей воле ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле должен будешь держать ответ и давать отчет перед Всевышним, благословен Он!» (Пиркей Авот 4:22) Согласно еврейскому закону, тело человека принадлежит Всевышнему и никто не имеет права ставить под угрозу, повреждать или уничтожать Его собственность. Вот почему евреи не приемлют самоубийства. Шулхан Арух, кодекс еврейских законов, постановляет: по самоубийцам не соблюдают обычные законы траура.

И все же если бы меня спросили: провел бы я, ортодоксальный раввин, традиционные похороны и траурную церемонию по Робину Уильямсу, если бы он был евреем, я бы безоговорочно ответил — да. Почему? Потому что, несмотря на категорическое неприятие самоубийства, еврейский закон с пониманием и сочувствием относится к тем, кто страдает психическими заболеваниями и депрессией. Человек считается виновным в грехе, если он совершает запрещенное действие в здравом уме и полностью отдает себе отчет в своем поступке. Однако к самоубийцам в большинстве случаев это определение не относится. Крайне маловероятно, что человек, будучи в здравом уме, покончит с собой. Поэтому рав Йехиэль-Михл Эпштейн в своем труде Арух а-Шульхан пишет, что в случае самоубийства мы должны найти любой предлог чтобы сказать: самоубийца находился под воздействием сильнейшего страха или боли, он не отдавал себе отчета в своих действиях или же боялся, что, оставшись в живых, совершит страшное преступление. Таким образом еврейский закон совмещает неприятие и отвращение к акту самоубийства с состраданием и сочувствием к тем, кто его совершил.

В еврейской среде самоубийство никогда не было распространенным явлением. Какие бы трудности и страдания ни выпадали на нашу долю, евреи всегда знали, что отнять жизнь может только Всевышний. История смерти раби Ханины бен-Терадиона, описанная в Талмуде, является ярким тому примером. Римляне завернули раби Ханину в свиток Торы и подожгли. Ученики умоляли его открыть рот и вдохнуть пламя, чтобы ускорить смерть. Но раби Ханина отвечал: «Только Тот, Кто вложил душу в тело, имеет право забрать ее. Человек не должен приближать свою смерть».

В своей книге «Эхо нацистского Холокоста в раввинской литературе» раби Зиммельс пишет о том, что в страшные годы Холокоста люди испытывали отчаяние, приводящее к самоубийству, но не теряли и надежду, дающую волю к жизни. Можно предположить, что пессимизм и отчаяние преобладали, но это не так. Историки отмечают поразительно малый процент самоубийств среди евреев в годы Холокоста.

Истории, конечно, известны случаи, когда люди добровольно выбирали смерть. Мы оплакиваем их и пытаемся найти если не оправдание, то объяснение их поступкам. Царь Шауль (Саул) пал на свой меч, не дожидаясь, пока филистимляне схватят и убьют его. Мудрецы постановили: царь защищал свою честь и честь всего еврейского народа, его самоубийство было попыткой предотвратить осквернение Имени Всевышнего.

Депрессия — тяжелый недуг, и его преодоление требует огромных усилий. Мы должны уважать и всеми силами поддерживать тех, кто сражается с этим недугом и держится за жизнь. Мы также должны найти в своих сердцах прощение и понимание для тех, кто не смог преодолеть болезнь и ушел от нас слишком рано. Их добрые дела и достижения не будут забыты.

И поэтому, Робин Уильямс, я дорожу смехом, который Вы дарили мне много лет, и молюсь, чтобы Ваша душа нашла, наконец, мир и спокойствие, которых не смогла достичь здесь, на земле.

Раби Бенджамин Блех, с сайта Aish.com


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.