Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Йосеф, Микец, Зелиг Плискин
Фараону приснились два тревожных сна, а его мудрецы не могли их разъяснить так, чтобы он согласился с их толкованием. Виночерпий фараона, который прежде был в тюрьме вместе с Йосефом, разъяснившим его сон, рассказал об этом фараону и предложил спросить у Йосефа. Обратите внимание, как виночерпий рекомендовал его фараону:
БЫЛ ТАМ С НАМИ ЮНЫЙ ЕВРЕЙ, РАБ НАЧАЛЬНИКА СТРАЖИ, МЫ ЕМУ РАССКАЗАЛИ [наши сны], А ОН ИСТОЛКОВАЛ КАЖДОМУ ЕГО СОН (Берешит, 41:12)
Раши комментирует: «Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб». Виночерпий как будто восхвалял способности Йосефа — но как:
а) наар: то есть молодой, глупый, недостоин величия;
б) еврей: чужестранец, даже не знает нашего языка;
в) раб: а написано в законе египетском, что раб не может управлять страной и носить царские одеяния.
Р. Йерухам Левовиц отмечает, что виночерпий, по сути, хотел похвалить его, ведь Йосеф проявил к нему сочувствие. Но с языка грешника не может сойти ничего вполне хорошего. Даже восхваляя, вставит что-то порочащее.
Йосеф стал полновластным премьер-министром Египта. В это время в Кнаане был голод, и братья Иосифа, не зная о его судьбе, пришли в Египет купить еды.
ЙОСЕФУВИДЕЛ БРАТЬЕВ И УЗНАЛ, НО НЕ ДАЛ ИМ СЕБЯ УЗНАТЬ И ГОВОРИЛ С НИМИ СУРОВО… И УЗНАЛ ЙОСЕФ СВОИХ БРАТЬЕВ, А ОНИ ЕГО НЕ УЗНАЛИ (Берешит, 42:7,8)
К словам «узнал Йосеф своих братьев» Раши приводит мидраш Он рассказывает что братья, когда их привели к Йосефу, чтобы он решил их судьбу, не испытывали к нему симпатии. А он узнал их и сострадал им.
Р. Хаим Шмулевич добавляет: это качество Йосефа. Он не хотел открыться братьям, пока не осознают свой грех, чтобы их переживания в Египте (согласно «Кли якар») послужили искуплением зла, которое они ему сделали. Но, поступая с ними сурово, глубоко им сочувствовал. В этом раскрывается подлинное величие Йосефа. Ведь сказано: «Месть слаще вина». Легче проявить снисхождение к тому, кто сделал зло, чем поступать с ним сурово, но при этом его любить.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина