Из цикла «История еврейского народа», темы: Войны, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Диаспора, Власть, Сабораи
Всего лишь через двадцать лет после смерти рава Аши — великого редактора Талмуда — в Вавилонии начались преследования евреев. Царь Ездегер пытался навязать евреям религию новоперсов. После его смерти преследования прекратились, но вскоре царь Пируз возобновил гонения. Он казнил рэйш галута и многих мудрецов, разрушил синагоги и собрал еврейских детей для обращения в веру язычников. Со смертью Пируза в Персии произошел переворот, еще более усугубивший страдания евреев. Ешивы были закрыты, и лишь нескольким мудрецам удавалось продолжать занятия Торой.
Во времена волнений в Персии рэйш галута Map Зутра восстал против наместника властей. Семь лет Map Зутра самостоятельно правил в городе Махоза и его окрестностях. Однако персидским властям удалось сломить сопротивление евреев, они пленили Мара Зутру и казнили его. Репрессии распространились и на Пумбедиту. Мудрецы, жившие там, были вынуждены оставить город и переехать в другое место — город Пизур-Шабур. Когда же преследования евреев в Пумбедите прекратились, часть мудрецов возвратилась обратно и местная ешива стала функционировать вновь.
Правительству Персии для удержания власти приходилось прилагать неимоверные усилия. Гражданские войны истощали страну. Евреи сильно страдали от этих войн. Если они помогали одной из противоборствующих сторон, то другая сторона, одержав победу, немедленно начинала подвергать евреев преследованиям. Однако не становилось лучше и тогда, когда побеждала сторона, поддерживаемая евреями. Победители требовали помощи в войне и поставок продовольствия своей армии. Правление персов длилось до тех пор, пока не было противостоящего им сильного врага. Единственной реальной силой, выступавшей против персов, была Византия, но в тот период и она была ослаблена.
Неожиданно у персов появился сильный организованный противник. Арабы, объединившись под знаменами ислама, превратились в мощную военную силу. Подобно ураганному ветру они вторглись в Персию. В 4397 (637) году войска халифа Омара захватили Вавилонию, которую с тех пор стали называть Ираком. Царь Вавилонии Ездегер III погиб, спасаясь от преследования завоевателей. Войска победителя захватили всю территорию Вавилонии до ее границы с Индией.
Арабы хорошо отнеслись к евреям. Они признали рэйш галута автономным правителем и передали в его ведение не только решение вопросов, относящихся к религии, но также и судопроизводство. От евреев они требовали лишь уплаты налогов. Рассказывают, что халиф Омар приказал отдать дочь царя Ездегера к жены рэйш галута Бустенаю, показав, тем самым, что глава евреев считается в глазах халифа равным царю.
Мудрецов, живших в Вавилонии после завершения Талмуда, называют савораями. Они привели Талмуд к его окончательному виду и объяснили некоторые трудные места; в Талмуде есть также добавления, сделанные савораями.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина