Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Подарки бедным, Половина шекеля, Пурим, Мегилат Эстер, Женщина, Дов Айзенберг, Мишлоах манот
В Шабат перед Пуримом мы завершаем Криат Атора (чтение Торы) чтением Паршат Захор.
Мудрецы расходятся во мнениях относительно того, обязаны ли женщины слушать чтение Паршат Захор. Однако во многих местах принято, чтобы девушки и женщины по возможности посещали синагогу, чтобы послушать Паршат Захор. Поскольку, согласно мнению многих авторитетов, женщины обязаны слушать чтение, важно, чтобы в Шуле была полная тишина, дабы все присутствующие могли ясно слышать Бааль Коре (чтеца), читающего Паршу.
Тому, кто пропустил чтение Паршат Захор в Шабат, следует постараться услышать Криат Атора (чтение Торы, которое предшествует чтению Мегиллы) утром в Пурим.
И мужчины, и женщины обязаны слушать Мегиллу, и по этой причине женщины и девушки (включая детей достаточно взрослых, чтобы слушать, не причиняя беспокойства окружающим) посещают Шул в Пурим вечером и утром, чтобы послушать Мегиллу. Однако, поскольку человек не считается Йоце (исполнившим Мицву), если он не услышал каждое слово, очень важно выбрать Шул, где было бы достаточно тихо, а Бааль Коре читал бы Мегиллу внятно и ясно, чтобы каждое слово было слышно в той части синагоги, которая отведена для женщин.
В дополнение каждый присутствующий должен следить за чтением по свитку Мегиллы или печатному тексту и немедленно повторять каждое пропущенное или неуслышанное слово. Если возникает необходимость повторить какие-то слова, человек должен продолжить чтение, пока он не догонит Бааль Коре, поскольку вся Мегилла должна быть прочитана слово за словом в том порядке, в котором она написана.
Девушке или женщине, не слушавшей чтение Мегиллы в Шуле, следует постараться услышать ее чтение из уст мужчины или мальчика, достигшего возраста Бар Мицвы, которые прочтут для нее Мегиллу с кошерного свитка. Это предпочтительней, чем если бы она стала сама читать для себя Мегиллу.
Лучше, чтобы мужчина, читающий для нее, сказал Брахот, даже если он уже слушал Мегиллу . Однако, если он уже слушал Мегиллу, то он должен, согласно мнению большинства авторитетов, изменить первую Браху, сказав Лишмоа Микра Мегилла вместо Аль Микра Мегилла.
Однако, если при чтении присутствуют еще мужчины и мальчики достаточно взрослые для того, чтобы на них ложилась обязанность слушания Мегиллы, читающий должен произнести Аль Микра Мегилла. Но в любом случае, если он сказал Аль Микра Мегилла для женщины, она Йоце и не должна повторять Браху. (Согласно одному из мнений, женщина, для которой читают Мегиллу, должна сказать для себя Браху Лишмоа Мегилла, если она одна, но если чтение слушают несколько женщин, лучше каждой из них произнести Брахот для себя, чем одной — для всех).
Если нет никого, кто мог бы прочесть для нее Мегиллу, женщина читает ее сама для себя (по кошерной Мегилле) и произносит Браху Лишмоа Микра Мегилла. В этом случае она может сделать Йоце других девушек и женщин, но не мужчин или мальчиков, даже не достигших возраста Бар Мицвы.
Если нет никого из мужчин старше возраста Бар Мицвы, чтобы прочесть для женщины Мегиллу, и сама она тоже не может читать, она может попросить прочесть для нее даже мальчика, но без Брахот, если только он еще не слышал Мегиллы и не говорил Брахот для себя.
Браха Арав Эт Ривену произносится после чтения Мегиллы только в том случае, если есть Миньян. Так, если Мегилла читается дома, без Миньяна, эта Браха опускается.
Предпочтительней слушать (или читать) Мегиллу публично (т.е. в синагоге) или, по крайней мере, с Миньяном. Поэтому тому, кто читает ее дома для семьи или в другом месте (без Миньяна) для мужчин или женщин, которые не смогли посетить синагогу, нужно сначала прослушать или прочесть Мегиллу в Миньяне. Если же по каким то причинам он хочет прочесть Мегиллу для других перед тем, как ее читают в Шуле, он должен читать Мегиллу с намерением не быть Йоце (т.е. не считать себя исполнившим обязанность слушать Мегиллу) до того, как он услышит ее в Шуле или в другом месте с Миньяном.
Согласно большинству авторитетов, женщины освобождены от Мицвы давать полшекеля (Махацит Ашекель), которые собирают в Шуле перед Минхой в Таанит Эстер, поскольку эта обязанность касается только мужчин старше 20 лет (а по мнению некоторых — старше 13 лет). Тем не менее, некоторые жертвуют Махацит Ашекель даже от имени мальчиков моложе возраста Бар Мицвы и беременных женщин.
Мицвот Мишлоах Манот (посылание двух готовых блюд одному или нескольким друзьям) и Матанот Леэвионим (денежные подарки по меньшей мере двум бедным людям) в Пурим касаются женщин так же, как и мужчин. И то же самое относительно Мицвы Сеудат Пурим (праздничной трапезы в Пурим).
Однако женщинам не следует делать Мишлоах Манот мужчинам, и наоборот. Но Матанот Леэвионим мужчина может послать бедной женщине, а женщина — нуждающемуся мужчине. Замужняя женщина не должна полагаться на Мишлоах Манот и Матанот Леэвионим, сделанные ее мужем, она должна сделать свои собственные. Детей тоже следует подключить к соблюдению этих Мицвот.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина