Темы: Оцарот
«А Я спрячу лицо Свое в тот день» (31:18). Машгиах из Лейквуда, раби Натан Вехтфойгл, рассказал, что как-то раз наткнулся на группу играющих детей. Он подошел к ним и спросил, что это за игра у них. Дети ответили, что играют в прятки.
«Каковы же правила в этой игре?» — продолжил спрашивать машгиах. Ребята ответили, что один из них прячется, а остальные должны его искать.
«И что получается? Удается вам находить спрятавшегося?» — задал очередной вопрос машгиах.
«Да, — ответили дети, — если мы ищем и ищем, стараемся его найти, обычно нам удается, и мы обнаруживаем место, где он прячется».
Раби Натан поспешил в учебный зал ешивы, подошел к трибуне и дал целую лекцию на тему детских пряток.
Взгляните же, дорогие ученики! Нам все время говорят, что мы находимся в «сокрытии лица». Это способно ослабить нас, заставив подумать: если уж Всевышний прячется, что мы можем поделать? Каких уровней мы можем достичь?
Но если хорошенько послушаем совет детей, — сказал машгиах учащимся, — станет ясно, что нам не стоит так уж сильно бояться… Даже если Б-г скрывается от нас, мы способны искать Его, продолжать и продолжать, а в конечном итоге и найти.
Это главная задача, возложенная на нас в эти дни в завершение изгнания, — отметил машгиах Лейквуда, — Не надо бояться сокрытия лица. Нужно лишь постараться привести себя в состояние его раскрытия или, как это называется у мудрецов, «свечения лица».
Кто ищет Всевышнего, тот находит Его!
Даже дети знают, что когда один из друзей прячется, нужно искать его и найти. Верно, невозможно игнорировать тот факт, что народ Израиля в целом пребывает в ужасном состоянии сокрытия. Но когда говорят о внутренней духовной работе каждого еврея по отдельности, не нужно отчаиваться и примиряться с этим состоянием.
Нельзя нам останавливаться в служении Б-гу, объясняя это тем, что существует сокрытие. Цель творения состоит в том, чтобы познание Б-га открылось и воссияло небывалым светом, как это обещано к концу дней: «И откроется слава Б-жья, и увидит всякая плоть вместе, что уста Б-га изрекли это» (Ишайя 40:5). Но пока мы этого не удостоились, Б-г скрывается от нас.
Однако, Он присутствует в каждом месте. Он прячет Себя, но кто хочет, тот видит Его и различает намеки, которые Он нам посылает.
То же самое было с Йосефом и его братьями. Когда они прибыли в царский дом, Йосеф дал им много намеков, благодаря которым они могли ясно распознать и увидеть, что стоящий перед ними властитель — это сам Йосеф. Но они не узнали его.
Йосеф показал им, что ему знаком порядок рождения братьев и многие другие их признаки, как это приводится в Мидрашах. Однако, они не узнали его, поскольку пребывали в сокрытии из-за раскола, который все еще оставался между ними. Но едва они внезапно сообразили, что перед ними Йосеф — что написано далее? «И не могли братья ответить ему, ибо испугались перед ним» (Берешит 45:3).
Испугались, так как вдруг осознали плотную мглу, которая закрывала им глаза, так что они даже не видели Йосефа. Вначале они думали, что дело в тут в неком бокале и колдуне-гадателе. Но вдруг они испугались и встревожились. Как же им не пришло на ум, что это Йосеф? После всех намеков, что он посылал им…
Мудрецы говорят, что то же самое произойдет в будущем. Об этом сказано: «Горе нам в день суда, горе нам в день порицания!» — когда все мы откроем, что даже в дни наибольшего сокрытия Всевышний стоял рядом с нами и посылал намеки, что Он здесь. Это были яркие и заметные намеки, но мы не улавливали их.
Мы думали, что имеем дело с кем-то из людей, что это словно переводчик между Йосефом и его братьями. Нам и в голову не приходило, что сам Всевышний действовал и совершал все эти вещи, находясь так близко к нам.
Каждый может создать для себя состояние свечения лица и жить в этом свечении. Мы способны обратить все сокрытия — от наибольшего до самого малого — в настоящий свет с помощью размышления. Именно в момент ужасного сокрытия мы можем укрыться под крыльями Творца.
Самые тяжелые состояния можно обратить в предпосылки для появления света, в красочный фон, поддерживающий души. Это значит, что даже если человек думает, что в состоянии, куда он попал, уже нет никакой надежды — даже тогда, а может быть, именно тогда ему заповедано укрепиться и раскрыть свет — свечение, посылаемое ему с Небес в этот момент.
Именно те дни, когда человек страдает и проходит тяжелые испытания, наиболее важны и святы для Б-га. Его любовь к тому, кто переживает это, усиливается еще больше (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина