«Откуда у меня мясо» (11—13) Моше рабейну, верный пастух, стоит и шепчет: «Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу…потому что вопят на меня: дай нам мяса и будем есть… А если Ты со мной так поступаешь, убей меня. Пожалуйста, убей — если я нашел милость в Твоих глазах…»
Чего хотел верный пастух, что так ранило его душу, что смерть для него стала лучше жизни? Мы слышали интересный рассказ, со странной, на первый взгляд, но глубокой идеей.
Ребе из Коцка зацаль всегда стремился к чистой правде, к полной ясности в Торе, в заповедях, во всем. Он просил от трехсот своих учеников, чтобы отрешились от мирской жизни, пожертвовали всем, в первую очередь, своими желаниями и привычками, пошли за ним в лес и закричали изо всех сил: «Ашем У АЭло-им: Б-г — Г-сподь»!
Они пришли, но вместе с ними потекли амей аарец — неучи, погруженные в земное, которые думают о хорошей зарплате, здоровье и всяких мелочах. И молят об исцелениях и спасениях.
Когда ребе из Коцка встретил своего друга ребе Ицхака из Ворке и спросил: «Помнишь историю о святом козле»?
Раби из Ворке промолчал, и ребе из Коцка начал:
Случай с евреем, у которого была табакерка из рога. Пропала у него табакерка, и он расстроился. Пошел и встретился со святым козлом, у которого была борода и рога, такие длинные, что достигали до звезд. Рога терлись о звезды и поглощали их свет. Сказал человек: «Козел, козел, дай мне от твоего рога и сделаю себе табакерку».
А козел был милосердный. Наклонил голову, человек отрезал кусочек от его рога и сделал из него сияющую табакерку. Увидели ее люди и позавидовали. Стали обращаться к козлу, каждый по очереди, и козел исполнял желания каждого. Наклонял голову, и каждый отрезал по куску его рога. И рога становились все меньше и меньше. Уже не поднимались высоко в небо и не доставали до звезд. Не царапали звезд и не поглощали их свет. Стали короче, чем у обычных козлов. Щипал козел травку и жалел, что стремятся люди делать табакерки из бывших рогов…
Грустная история. Это притча, конечно. О великом человеке, рога которого достигают звезд — мысли устремляются в самую высь. И приходят к нему люди со своими мелочами, крадут его время, низводят его с высот. Они получают «табакерки», исполнение пустых просьб, а его рога становятся все короче. Мы сожалеем о людях, утруждающих великих, чтобы помогли им достичь их низменных целей.
Но если вдуматься в эту аллегорию, все наоборот. Потому что будь «козел» действительно высоким — как лестница, стоящая на земле, вершина которой достигает небес, они не смогли бы привести к его умалению. Но он был невелик, только рога были направлены к небу и достигали звезд, а сам не менялся, оставался таким, каким был.
Оооой! — пронзительный крик. Был бы великим, великим среди великих, как называли праотца Авраама (Йеошуа 14:14), мог бы простираться перед незнакомыми прохожими арабами, чтобы оказать им гостеприимство, и бежать к своему скоту, чтобы выбрать лучших и накормить случайных путников языками с горчицей, а потом провожать своих гостей. И все это только возвышало бы его от раза к разу. Но если козел был козлом и остался козлом, люди могли приходить и укорачивать его рога…
И наши учителя рассказывают нам, что таким был уровень Моше рабейну, самого скромного из людей. Он не верил в себя и боялся, что если будет заниматься мясом для народа и всеми этими мелочами, станет низменнее и потеряет свой уровень: «Если Ты так со мной поступил, убей меня, пожалуйста, убей».
Но Святой, благословен Он, сказал ему, что он велик своей мощью, и от него ничего не убудет: «Как масляный светильник на меноре, от которого все зажигают огонь, а его свет совершенно не уменьшается» (Раши 11—17).
Мы приняли от знатоков тайн, что семья — малый лик Его Присутствия. И глава семьи — верный пастух, «потому что каждый — царь в своей семье» (Авот дераби Натан, 28). И на него возложено пасти ее, чтобы не сбились с пути, а его уровень не снижался. Чтобы посвящал время для Торы, изучал Галаху, совершенствовал свои человеческие качества, и служил образцом (Мааян а-шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.