«До исполнения дней» (6:5). Не всегда Всевышний, благословен Он, открывает значение Своих действий человеку, но кто имеет терпение, чтобы дождаться «исполнения дней», удостоится потом увидеть в событиях своей жизни «великую руку» Всевышнего.
Знаменитые раввины Шалом Швадрон и Эзра Барзель учились в ешиве «Ломжа» в Петах-Тикве, а потом попросили перевести их в ешиву «Хеврон», которая тогда находилась в городе праотцев Хевроне.
Для этого надо было пройти экзамен у Сабы из Слободки, но, несмотря на блестящие результаты, их не приняли. Позже выяснилось, что рав Петах-Тиквы Реувен Кац решил, что ешива «Ломжа» пострадает от ухода двух талантливых учеников, и отправил письмо «Сабе» с просьбой не брать их.
Что делают обычно ешиботники, получая отказ? Расстраиваются, хватаются за голову, у некоторых даже наступает «кризис» в учебе…
Но эти ученики, которые стали потом выдающимися учителями Торы, не задумываясь о причине полученного отказа, с радостью возвратились к занятиям в «Ломже». Они знали, что все — от Небес, и все — к лучшему. Если их не приняли в ешиву «Хеврон» — это знак воли Всевышнего, и если Он так решил, зачем расстраиваться?!
Как проявилась затем «рука Властителя мира»? В том году в Хевроне арабы устроили ужасный погром, и десятки блестящих учеников ешивы «вознеслись вихрем в небо». Только Творец, которому ведомо, что произойдет, мог вложить в сердце рава Каца решение отправить письмо «Сабе из Слободки» не принимать двух учеников и тем самым спасти их.
И вот довод: через полтора года они снова проходили этот экзамен. На этот раз рав Рувен Кац посчитал, что ущерба для ешивы «Ломжа» не будет, письма отправлять не стал, и будущие раввины были с успехом приняты в ешиву «Хеврон».
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?