«И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Г-спода» (Ваера 25:22). Мидраш задается вопросом, почему Ривка хотела узнать, что с ней происходит, при помощи пророчества. Ну, толкается ребенок, и толкается. Со всеми бывает.
Дело в том, что близнецы в утробе Ривки вели себя довольно необычно. Когда праматерь приближалась к синагоге, Яаков рвался наружу. А когда она проходила мимо языческого капища, наружу рвался Эсав. Поэтому ангел объяснил ей, что два народа во чреве ее, и большой будет служить младшему.
Ривка поняла, что младший сын — достойный продолжатель дела праотцев. Почему же она не рассказала об этом Ицхаку? Наши мудрецы поясняют: Ицхак тоже был пророком, но Всевышний не сообщил ему о том, что Яаков — праведник, а Эсав — совсем наоборот, злостный обманщик. Ривка же не хотела рассказывать о полученном ей пророчестве, чтобы не обидеть Ицхака («Я знаю то, чего не знаешь ты»).
Прошли годы, и истинная натура Эсава стала достоянием общественности. Сомнительные друзья, разврат, склонность к убийствам. При этом Эсав изображал из себя праведника и обращался к отцу с галахическими вопросами. Но Ривка по-прежнему не рассказывала мужу о том, что она знает об Эсаве больше, чем он.
У кого она научилась такой деликатности? У самого Творца. Когда Всевышний сообщил 90-летней женщине о том, что у нее родится сын, Сара засмеялась: «..После того, как я состарилась, будет у меня молодость? да и господин мой стар». Обратите внимание на то, что ответил Б-г: И сказал Г-сподь Аврааму: отчего это смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?» (Ваера 18:11—12) Всевышний подкорректировал реплику Сары — не «господин мой стар», а «я состарилась».
Муж должен с уважением относиться к жене, а жена — к мужу. «Человек должен любить жену как себя самого, а уважать — больше, чем себя самого» (Трактат Йевамот 62б), потому что женщины огорчаются сильнее, чем мужчины.
Будем взаимно вежливы!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.