Пасхальный вечер — самый замечательный и возвышенный вечер в году. Это вечер, когда вся семья собирается вместе, вечер духовного подъема, песнопений, прославлений и благодарения Всевышнему. Но наряду с чтением агады и праздничных песен, вместе с мацой и четырьмя стаканами вина, вместе с пасхальными яствами, на столе присутствует марор — горькая зелень.
И ладно бы мы вкушали горькую зелень один раз, чтобы вспомнить рабство, которое предшествовало избавлению. Но ведь мы едим ее и второй раз вместе с мацой, символом освобождения. Вперемешку с избавлением. Почему?
Процитируем слова Талмуда. Спросил рав Нахман своего раба, Дару: «Если господин отпустил раба на свободу и наградил его на дорогу серебром и золотом, что раб должен сказать ему?» Тот ответил: «Раб должен благодарить и прославлять бывшего хозяина».
Что нового сообщает нам здесь Талмуд? Разве мы не знали без ответа раба, что тот, кто получает подарок, должен сказать спасибо? А тем более такой подарок, как вечную свободу и большое имущество впридачу?! Но если мы задумаемся над этим вопросом, то откроем здесь, как и во всех других словах Учителей, глубокий смысл.
Рав Нахман был зятем главы евреев Вавилонии, и сам был великим раввином. У его раба были отличные жизненные условия, ведь, как писал Маймонид, «мудрецы древности давали рабу от каждого кушанья, которое они ели, и прежде кормили раба, а потом уже если сами». Как правило, рабу было невыгодно выходить на свободу, из-под опеки и покровительства хозяина в жестокий внешний мир, где нужно бороться за место под солнцем. Тем более от такого хозяина, как рав Нахман. Но рав Нахман предложил ему в награду большое количество денег, которое позволит бывшему рабу устроиться в жизни. Это уже другое дело. У хозяина есть только одна просьба: раз в год раб должен отмечать праздник освобождения. Допустим, он берет деньги и бежит вперед, к свободе.
Давайте попробуем мысленно проследить за ним и представить, что стало с ним через двадцать лет.
Если бывший раб разумно распорядился деньгами, вложил их в прибыльный бизнес, приобрел недвижимость, создал семью, приобрел хорошую репутацию и общественное положение, то мы найдем его в богатом доме, в окружении многочисленных домочадцев и с ощущением, что жизнь удалась. Он поднимает бокал за своего господина, который освободил его и подарил ему сумму денег, которая позволила ему встать на ноги как свободному человеку и разбогатеть.
Но если бывшему рабу свобода ударила в голову и он решил пожить в свое удовольствие, снял номер в самом дорогом отеле, обедал в лучших ресторанах и пропивал подаренные ему деньги, то очень скоро он обнаружит себя на улице, без крыши над головой и без копейки денег в кармане. Тогда он опустится на дно общества и через двадцать лет это будет разбитый человек, живущий в ночлежке. Он поднимает стакан горького вина со слезами и восклицает: «О господин мой, зачем ты причинил мне зло? Зачем ты выгнал меня?!»
Мораль сей басни: в Песах мы празднуем освобождение из Египта. Но оно было лишь началом долгого пути. Мы вышли на свободу, и получили великое духовное имущество: Тору, заповеди, веру, наставление, традицию, наследие предков.
Каждый год, когда мы собираемся вместе, чтобы отметить избавление, это прекрасная возможность подвести предварительные итоги, заняться самоанализом: как мы использовали данную нам свободу, что мы сделали с теми великим дарами, которые получили? Стали ли мы избранным народом, высокоморальным обществом, идущим по пути Торы и по нравоучениям пророков, в духе наших Учителей и наследия отцов, или превратились в испорченное общество, заимствующее всякую мерзость, импортирующее всякую грязь?
Ответ, к сожалению, не столь однозначен. И то, и другое. Маца — вместе с горькими травами…
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?