Темы: Дерех Эрец, Еда, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем! Меня с детства родители учили за столом не разговаривать, по принципу «когда я ем я глух и нем!» Но в нашей синагоге после служения, во время трапезы, раввин говорит: «Давайте поговорим, задавайте вопросы». Разве это по этикету? Есть на это какое-то объяснение? Тода раба (спасибо большое!)
Здравствуйте!
В Талмуде (Таанит 5 б) сказано: «Нельзя разговаривать во время еды, чтобы еда не попала в дыхательное горло». Этот запрет был внесен в кодекс Шульхан Арух (170:1). Запрет очень строгий: нельзя даже пожелать «будь здоров», если кто-то чихнул, нельзя обсуждать слова Торы во время еды.
Но в комментарии Мишна Брура (170:1) мы находим некоторое «послабление»: в перерывах между переменами блюд — разговаривать можно. А если так, то лучше всего использовать это время для слов Торы, что, видимо, и делал раввин в Вашей общине.
Кроме того, автор комментария «Приша» считает, что запрет разговаривать во время еды, приведенный в Талмуде и в Шульхан Арухе, актуален только для тех времен, когда люди ели «лежа», т. е. облокотившись на левую руку. Когда едят в такой позе, велика опасность поперхнуться, если разговаривать с полным ртом. Но сегодня, когда мы едим сидя, этот запрет неактуален. Мнение автора «Приши» приняли такие законодатели, как Биркей Йосэф (170, 1) и Элия Рабба. Однако При Мегадим (Эшель Авраам 170:1) и Арух а-Шульхан (170:2) не приняли это мнение и полагают, что запрет разговаривать во время еды актуален и сегодня.
В конечном счете, общепринятое поведение основывается на мнении тех законодателей, которые сочли возможным «сделать послабление». Поэтому большинство людей, среди которых и авторитетные раввины, не придерживаются этого правила и позволяют себе вести беседу даже непосредственно во время еды.
Тем не менее, даже если мы примем «послабление», мне кажется, что любой родитель согласится: в рамках правильного воспитания не стоит позволять детям разговаривать во время еды, поскольку, как показывает практика, детям значительно легче поперхнуться, чем взрослым.
Вы задали также вопрос, соответствует ли это этикету. Действительно, это еще одна сторона вопроса, на которую следует обратить внимание. Безусловно, каждый человек должен придерживаться общепринятых норм поведения, то, что на языке мудрецов называется «Дэрех Эрец». Правила этикета могут значительно различаться в разных условиях — в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды, а также от характера общения между людьми. Насколько мне известно, правила этикета запрещают разговаривать только с набитым ртом. Поэтому, если беседовать в перерывах между переменами блюд, это не нарушит требований самого строгого этикета.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Тавгер
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Ремесло или правильное поведение?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону