Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Говорится в Сифри: «Как награда за изучение Торы более велика, чем за любую другую заповедь, так и наказание за пренебрежение изучением Торы больше, чем за любое другое преступление». И говорится в трактате Авот: «Сказал рабби Йегошуа бен Леви: Каждый день с горы Хорев раздается голос, провозглашающий: “Горе людям из-за обиды, причиненной Торе (,..)”». А в святой книге Зогар утверждается, что будущий день Суда, о котором сказано: «Вот день приходит, пылающий, как печь…» — это день, когда Моше-рабейну взыщет за обиду, причиненную Торе, и что именно это подразумевает Мишна в словах: «Горе людям из-за обиды…» Ведь на самом деле Торе, основа святости которой — выше всех миров, как всем известно, очень обидно, когда люди — всего лишь материальные создания, взятые из праха и возвращающиеся в прах, — отделяются от нее.

И сказано в книге Маалот гa-Тора, что должен человек представить себе: если бы человеку самого низкого положения предложили поступить на службу к величайшему царю, причем служба эта столь почетна, что исполняют ее самые знатные жители этого царства, — конечно, возрадовался бы этот человек радостью великой, неописуемой! И не важно, что никакой награды за работу ему не обещали бы. И уж во всяком случае, не стал бы этот человек искать способа избежать возможности послужить царю.

И насколько же больше должен человек радоваться тому, что удостоился он изучать святую Тору, которая есть любимое постоянное занятие всех ангелов и с которой не расстаются праведники в раю; и уж никак невозможно, чтобы старался он уклониться от этого. И сказали мудрецы Талмуда, что, когда человек занимается Торой, обступают его ангелы, созданные звуками его уст, насколько хватает взгляда; он же — посреди них! Ясно теперь, почему так велико наказание оставляющему Тору, почему сказано о нем: «Оставившие Б-га будут уничтожены». Стыд! Позор! Что станет он делать, когда призовут его к ответу? Да можно ли измерить его наказание? Ведь как велика награда, так велико и наказание тому, кто отрекается от нее!

И пусть задумается он еще вот над чем. Предположим, что царь, великий и грозный, увидел человека, валяющегося в куче отбросов, покрытого коростой и страдающего всеми возможными недугами, испытывающего нужду буквально во всем. И чем-то полюбился ему этот человек, и велел царь смыть с него всю грязь, и стал пользовать его, пока не превратился он в пышущего здоровьем красавца. Тогда одел его царь в бесценные одежды и украсил его великолепными самоцветами и перлами; передал он ему всю свою казну и объявил повсюду, что все в этом царстве должны его слушаться; отдал он ему в жены свою дочь и вознес над всеми министрами и слугами… И в конце концов повелел он всем своим самым именитым подданным прислуживать ему в дорогих одеяниях, исполняя все его прихоти. И вот этот человек, облаченный в царские одежды, увенчанный драгоценными жемчугами, перед которым выступает вся знать страны, освещая ему факелами дорогу, именно сейчас этот человек заметил малышей, возящихся в грязи и играющих подобранными на дороге камешками! Позавидовал он им и захотел к ним присоединиться; сбросил он с себя богатое платье, презрел наслаждения, до которых поднялся, оставил князей, шествующих перед ним, — и тоже влез в грязь, измазался с ног до головы, так что стал выглядеть совсем как раньше. Не безгранично ли наказание этому человеку, который пренебрег почестями, оказанными ему царем и его подданными, и замарал свои драгоценные одежды?

Смысл притчи понятен: насколько же неизбежно и приуготовлено наказание тем, кто пренебрегает Торой, оставляя ее, чтобы возиться в грязи суетных занятий этого мира. (Здесь завершаются слова, взятые из книги Маалот гa-Тора. — Прим. сост.)

И это поможет нам понять сказанное мудрецами Талмуда (Брахот, 5): «Если человек имел возможность заниматься Торой, но не сделал этого — Святой, благословен Он, насылает на него отвратительные страдания, которые очерняют его, по сказанному: “Онемел я, замолчал, умолкли (мои слова) о добре — страдание мое очернило меня”. И словом “добро” здесь называется Тора…». (Тут применяется принцип взыскания «мера за меру»: поскольку человек презрел Тору, отнесясь к ней как к ненужной вещи, Б-г делает так, что и он окажется презренным в глазах всех.)

Шмират га-Лашон, 3, 4


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»