Темы: Цдака, Обет, Маасер, Рав Яков Шуб, Обещание, Кража
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! У меня во время Песаха случилось небольшое несчастье: сгорела комната в общежитии, в которой я жил. Так как был йом-тов, то ценные вещи выносил охранник. Среди ценных вещей был кошелёк, в котором хранились мои личные деньги (в местной валюте) и 400 долларов моего маасера. После йом-това я пошёл к охраннику забирать свои вещи и оказалось, что из кошелька пропали эти 400 долларов. Так как было 2 дня йом-това, то за эти 2 дня сменилось 3 охранника. Кошелёк лежал в общей доступности для всех охранников. Охранники говорят, что не брали. Нужно ли мне отдавать из своих личных денег эти 400 долларов? Заранее благодарен за ответ!
P.S.:
Я спрашивал у нескольких раввинов, но они не знают, как быть, говорят, трудный вопрос.
Большое спасибо, что обратились к нам. Ответ на Ваш вопрос зависит от нескольких обстоятельств, как мы попробуем разъяснить ниже.
Когда заповедь считается выполненной?
Во-первых, необходимо определить, с какого момента считается, что человек выполнил заповедь отделять десятину от прибыли (в наше время это обычай), — с момента, когда он отложил деньги, чтобы передать их бедным, или с момента, когда деньги фактически попали к бедным?
Действительно, существует мнение, что отделение денег десятины подобно отделению десятины от урожая. Т.е. человек считается выполнившим заповедь с того момента, как отделил деньги десятины. Получается, с этого момента считается: деньги уже не находятся в его владении и принадлежат бедным. В соответствии с этим мнением, человек уже не несет ответственности за деньги и, если они потерялись или их украли, он не обязан их возвращать (Питхей тшува, Йорэ Дэа 249:1, цитата из респонса автора Арбаа Турей Эвен).
Однако, большинство галахических авторитетов не согласны с этим и считают, что заповедь считается выполненной, только когда деньги передали бедным или габаю (человеку, ответственному за распределение цдаки) (Хатам Софер, Хулин 131а; Рав Хаим Каневский, Дерех Эмуна, Законы подарков бедным, гл. 7, стр. 122). Они считают, что в данном случае правила отделения денежной десятины отличаются от правил отделения десятины от урожая. Во втором случае нам необходимо отделить десятину от конкретных плодов, а в первом важно не отделить конкретные деньги, а позаботиться, чтобы десятая часть от дохода попала к бедным.
В соответствии с этим мнением, даже если человек отложил деньги десятины, пока они не переданы бедным или габаю, он несет за них ответственность. И, если деньги потерялись или были украдены, их необходимо возместить.
Какой статус имеют отложенные деньги десятины?
Как мы выяснили выше, заповедь не считается выполненной, пока деньги не переданы бедным. Значит, деньги десятины, которые отложили, но еще не передали по назначению, имеют статус «то, что обещано пожертвовать».
В данном случае обет (обещание) имеет силу вне зависимости от того, высказали Вы его вслух или только мысленно (Рамо, Йорэ Дэа 249:13).
Можно ли освободиться от обета дать пожертвование?
Если обстоятельства изменились и человеку тяжело выполнить обет о пожертвовании, он может обратиться к мудрецу Торы, чтобы тот в присутствии трех евреев отменил этот обет (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 258:6).
Отметим: если человек не обещал «словами» сделать пожертвование, а только подумал об этом, он может полагаться на заявление об отмене будущих обетов, которое является частью текста освобождения от обетов. Этот текст напечатан в сидурах (молитвенниках), обычно люди произносят его перед тремя евреями в канун Рош а-Шана — Новолетия (респонс Минхат Шломо I, 91:20).
Заключение
Получается, что в Вашей ситуации, если Вам тяжело возместить деньги, можно обратиться к местному раввину, чтобы он в присутствии трех евреев отменил обет.
Если же Вы не на словах обещали отдать эти деньги в качестве десятины, а в мыслях, то Вам не нужно ничего делать — при условии, что в канун Рош а-Шана Вы совершили традиционный обряд освобождения от обетов и заявили об освобождении от будущих обетов.
Если в Вашем городе нет раввина, то в крайнем случае можно полагаться на заявление перед Рош а-Шана, даже если Вы произнесли обещание вслух (см. КолНидрей 9:14).
Пусть Всевышний в дальнейшем поможет Вам оберегать свое имущество.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Дов Мушинский
Как отменить этот обет? Хочу первым делом сообщить родителям...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону