Темы: Пятикнижие, Моше, Свобода выбора, Дарование Торы, Натан Агрес, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемый Аарон, спасибо за Ваш вопрос.
Дело в том, что, когда мы говорим о Торе, полученной Моше на Синае и о книге (свитке) Торы, знакомой нам, мы подразумеваем не одно и то же, хотя оба понятия принято называть — Торой. Имеется в виду разделение на Устную и Письменную Тору.
Основное значение слова «Тора» происходит от корня «морэ», «леорот» — учить, наставлять. Тора представляет собой свод законов и наставлений, переданных Творцом своему народу. И именно об этом идет речь, когда мы говорим о Синайском откровении. 7 Сивана 2448 года от сотворения мира, на глазах у всего народа Израиля, Всевышний спустился на гору Синай и произнес 10 речений, являющихся квинтэссенцией всех остальных заповедей. А затем Моше поднялся на вершину горы и прибывал там на протяжении сорока дней, чтобы получить весь свод указаний в раскрытом виде, но пока еще только в устной форме, и лишь 10 речений были запечатлены Всевышним на двух скрижалях (гораздо позже уже после разрушения Второго Храма, по необходимости была записана значительная часть Устной Торы, — это Талмуд, Мидраши, книга Зоар и др.).
Письменная Тора (Хумаш — Пятикнижие) также включает в себя вышеупомянутые законы, но уже не в раскрытом, а в сжатом, или более точно — в закодированном виде. Раби Моше ми-Куци (в предисловии к своей книге заповедей «Смаг») определил Письменную Тору, как краткий конспект Устной. Рав Шимшон-Рефаэль Ирш расширил эту аналогию, пояснив, что как в конспекте иногда достаточно какого-то особого значка или подчеркнутого слова, чтобы возобновить в памяти целый ряд идей и положений, так и в Письменной Торе особый порядок слов или лишняя буква содержат множество информации, полученной на Синае устно.
Кроме этого Хумаш содержит и исторические данные: историю сотворения мира и развития человечества, родословную наших праотцев, спуск в Египет и исход оттуда, дарование Торы, грех золотого тельца и грех разведчиков, из-за которого поколение выходцев не удостоились войти в землю Израиля, и далее, вплоть до начала завоевания обетованной земли в конце 40 лет скитаний по пустыне.
Вся Письменная Тора от первой до последней буквы была продиктована Моше непосредственно самим Всевышним (Рамбан в предисловии к Торе по словам Талмуда в трактате Менахот 30а). Но вот на счёт точного времени Её записи возник спор между мудрецами (Гитин 60а).
Согласно одному мнению, все пять книг Торы были даны в целостном виде и Моше записал их в день своей смерти в конце 40 лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы всё же были записаны ранее, но не как книга «Торы», а для особых нужд, например, для заключения союза между Б-гом и народом или в целях учёбы.
Другое мнение гласит, что Тора записывалась постепенно, что называется, по ходу событий (в течении 40-летнего скитания по пустыне). Отдельные главы и отрывки Моше записывал в отдельные свитки, а в конце лишь сшил их в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первая книга Торы Берешит, а также начало второй книги Шмот, включая повеления о Мишкане — Скинии Завета, Моше записал в день Синайского откровения сразу после получения 10-ти речений.
В любом случае выяснилось, что нет никакого противоречия между дарованием Торы на Синае (в устном виде), и тем фактом, что Хумаш (Письменная Тора) описывает события, происшедшие после этого в течении 40-ка лет скитаний по пустыне.
С уважением, Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Бенцион Зильбер
Как Моше мог написать "и умер Моше"?
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Натан Агрес
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата