Темы: Танах, Давид, Шауль, Смертная казнь, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом!! Вторая книга пророка Шмуэля 21:1 упоминает о грехе царя Шаула по отношению к Гивонитянам, но из текста Танаха нигде не видно, что царь Шаул истреблял Гивонитян. Может быть, Вы знаете, есть ли упоминание об этом грехе в Устной Торе?
Царь Давид выдаёт на расправу Гивонитянам «двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армония и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы. И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя» (Вторая книга пророка Шмуэля 21:8—9).
Внешне это выглядит так: царь Давид избавляется под надуманным предлогом от потенциальных претендентов на трон, лишая жизни двух братьев и 5 племянников (одновременно приёмных детей) своей жены Михаль.
Это ещё не всё: ведь Давид клялся царю Шаулю никогда не лишать жизни никого из его потомков (первая книга пророка Шмуэля 24:20-22): «А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Г-сподом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление». .Почему он преступил свою клятву? Легитимен ли в еврейском законе обычай кровной мести (пример: случай с Гивонитянами). D.
Шалом, уважаемый D.!
Вы затронули очень интересную тему, даже несколько. Попробуем разобрать их по порядку:
1. Мудрецы в трактате Йевамот и в Мидраше объяснили, в чем состояло преступление Шауля перед гивонитянами. Нов — город коэнов — являлся для них источником пропитания, так как они не имели надела в Земле Израиля и зарабатывали тем, что обслуживали население Нова. Когда царь Шауль казнил жителей города по ложному навету, гивонитяне потеряли работу. Мудрецы приравнивают потерю источника заработка к смерти, поэтому поступок Шауля был расценен как убийство. Кроме того, Иерусалимский Талмуд в трактате Санхедрин добавляет, что помимо коэнов города Нов, которых обвиняли в укрывательстве Давида, были убиты семеро гивонитян.
2. Если бы Давид действительно, упаси Б-г, пытался избавиться от претендентов на престол, ему в первую очередь стоило бы обратить внимание на потомков Йонатана (который предположительно был наследником престола после Шауля), чего он и не подумал сделать. Более того, там же сказано, что он очень не хотел, чтобы выбор пал на Мефивошета. Кстати, именно эти дети Шауля были выбраны, так как на них указал Арон а-Кодеш. Эта проверка уже применялась в народе Израиля в особых случаях, например, когда нужно было выявить мародеров во время завоевания Земли Израиля — подозреваемых проводили перед ковчегом, и тот, кто был виновен, подойдя, не мог двигаться некоторое время. Некоторые комментаторы добавляют, что, во-первых, эти дети Шауля лично участвовали в казни невинных жителей Нова, и, во-вторых, заслуживали смерти по другим причинам, неведомым суду.
3. О клятве Давида можно сказать просто — он клялся не истреблять все потомство Шауля. Комментаторы говорят, что хотя Шауль требовал от Давида двух клятв — 1) «что ты не истребишь потомства моего после меня» и 2) «не уничтожишь имени моего из дома отца моего», тот принял на себя только последнюю. Малбим утверждает, что даже в этом объяснении нет необходимости — ведь Давид лично не трогал детей Шауля, а лишь позволил сделать это гивонитянам. Стоит добавить: вся история в любом случае выглядит странно. Если не знать, что, во-первых, сам Всевышний велел Давиду так поступить, а во-вторых, по некоторым мнениям, в особых случаях у царя есть право казнить людей, которые виновны, но не заслуживают казни по суду (см. п. 2), — чтобы не допустить осквернения имени Всевышнего. Ведь претензии гивонитян были справедливы, и евреи не могли их просто прогнать.
4. Случившееся не вписывается в рамки обычной кровной мести, ведь здесь все же не шла речь о конкретных родственниках непосредственно убитых кем-то людей. Наоборот, тут же сам пророк подчеркивает, что гивонитяне проявили свою жестокую сущность, не пожелав никаких компенсаций, а только крови. Их попытка соединиться с еврейским народом, таким образом, была обречена на неудачу: дети Авраама должны быть милосердны.
Однако Тора допускает кровную месть в случае убийства — ближайшие родственники убитого действительно могут расправиться с убийцей. Разумеется, вина его должна быть доказана. На это существуют различные ограничения, самым известным из которых является наличие городов-убежищ. Если убийство было совершено не злонамеренно, а вследствие преступной халатности, убийце позволяется укрыться в одном из этих городов от мести родственников погибшего, которым не разрешается входить в этот город. Это отдельная большая тема…
С уважением, Овадья Климовский
Читайте обзор по теме Грех и наказание
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Тамар должны были заклеймить, а не сжечь?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Зеев Урман
Может, на самом деле это был приказ Сатана?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата