Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Давид, Реувен Пятигорский, Цари Израиля
Давид бен Ишай из колена Йеуды, величайший царь Израиля, объединитель колен и отважный воин, разбивший всех врагов еврейского народа. Обладал даром пророка и великим талантом песнопевца, известен как автор боговдохновенных Псалмов (Теилим). Явился зачинателем династии царей, о которой известно, что в будущем из нее выйдет Машиах, освободитель евреев.
Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом, о конфликте с тогдашним царем Шаулем. Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.
Помазанный на царствование пророком Шмуэлем, царь Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского храма, но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы, великий и мудрейший царь Шломо (Соломон).
Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.
Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.
С именем Давида связано множество легенд. По одной из них, он должен был умереть сразу после рождения, но Адам, первый человек, согласился уступить ему семьдесят лет, прожив оставшиеся 930. Своего величия Давид не потерял и после смерти: в день последнего суда, когда будет устроен великий пир для цадиков всех поколений, именно он произнесет кидуш над бокалом вина.
Подвиг его жизни соразмерен с подвигом наших праотцев. Мы и поныне говорим: «Давид, царь Израиля, жив и здравствует! Давид мелех Исраэль хай векаям!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.