Шалом, рав! Скажите, как правильно носить талит катан. Имеет ли значение, как и на сколько сантиметров выглядывает цицит из-под одежды, или его вообще можно прятать под одежду? И если нет возможности на шахарит одеть талит гадоль, необходимо ли держать в руках и целовать(?) цицит талит катан?
Большое спасибо за интересный вопрос. Здесь — хитросплетение алахи (еврейского закона), каббалы и обычаев разных общин. В общем, ответ на Ваш вопрос следующий: ашкеназские евреи обычно носят цицит под рубашкой, но кисти цицит оставляют снаружи; сефардские евреи обычно носят цицит под рубашкой и кисти также заправляют внутрь; хасидим обычно носят цицит поверх рубашки, иногда сверху надевают жилетку или длинный пиджак.
Теперь кратко коснемся причины этих различий. Шулхан Орух (8:11) пишет, что заповедь талит катан (цицит) выполняется, когда цицит надевают поверх одежды, чтобы постоянно видеть их и чтобы они напоминали о заповедях Вс-вышнего. Так проще всего выполнить заповедь Торы (Бэмидбар 15:39,40): «И будет она (нить тхелет) у Вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Вс-вышнего и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию. Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Б-гу Вашему». Однако по мнению многих алахических авторитетов достаточно, чтобы только кисти цицит были снаружи, а сам талит катан надевают под рубашку (а-Шло в начале трактата Хулин, Маген Авраам 8:13, Левуш 8:10, Мишна Брура 8:25). Именно таков наиболее распространенный обычай ашкеназских евреев: надевать цицит под рубашку, а кисти оставлять снаружи. Кроме того, Мишна Брура (8:26) настаивает: даже тем, кто живет среди неевреев, следует оставлять кисти цицит снаружи или, хотя бы, засовывать их в карман. Понятно, что если в силу известных причин такой возможности нет, разрешено прятать цицит полностью — даже в этом случае человек выполняет заповедь. Только во время благословения на цицит кисти должны находиться снаружи в течение времени, за которое можно пройти 4 амот — приблизительно 2 метра (Мишна Брура 8:25).
Не существует определенных правил, какой длины должна быть часть цицит, остающаяся снаружи. Обычно стараются, чтобы снаружи оставалась большая часть узлов и нити. Необходимо следить, чтобы 2 кисти были спереди и 2 сзади, так, чтобы человек был «окружен заповедями» со всех сторон (Шулхан Орух 8:4).
По мнению Аризаля (приводится в книге его ученика Рава Хаима Виталя Шаар а-Каванот стр. 7, 2), цицит следует надевать под одежду. Многие считают, что сами кисти также должны быть под одеждой. Именно таков наиболее распространенный обычай сефардских евреев: надевать цицит под одежду и кисти оставлять внутри. В книге Йехавэ Даат (ч. 2:1) рав Овадья Йосеф в подробностях разъясняет этот обычай.
Многие хасидим носят цицит поверх рубашки, а сверху надевают жилетку или длинный пиджак. Так они стараются поступать согласно обоим мнениям: и по Шулхан Оруху — надевать цицит сверху, и по Аризалю — под одежду.
Перейдем к Вашему следующему вопросу. Мицва держать цицит во время чтения Шма относится также и к цицит талит-катана. Обычно держат все 4 кисти. Если нет такой возможности, можно держать 2 передние кисти.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Бенцион Зильбер
Необходимо в талите спать?
Рав Яков Шуб
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элияу Тавгер
Р. Элияу Тавгер рассказывает о своём исследовании проблемы изготовления «тхелет».
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Можно носить поменьше?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Когда вообще правильно носить талит?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина