Темы: Рав Реувен Куклин, Пророки, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПри чтении Нэвиим, особенно Шофтим, мало что понятно. Есть ли какие-то книги с комментариями на Нэвиим, желательно, по-русски?
В качестве ответа на Ваш вопрос приведу следующую притчу. Профессор философии в Оксфордском университете решил (как это произошло, никто не знает, однако сердцу не прикажешь) жениться на девушке из дикого африканского племени. Прошла свадьба, спустя неделю после свадьбы приходит молодая жена к раввину и жалуется на свою судьбу: «На субботней трапезе мой муж каждый раз говорит длинную речь, и я ничего не понимаю, совершенно ничего». Улыбка озаряет лицо раввина. «Что? Уважаемый раввин, вам недостаточно того, что я так страдаю, вы ещё и смеётесь надо мной?» «Нет, — говорит раввин. — Не Ваши страдания причина моей улыбки. Я просто очень рад слышать, что в будние дни вы как-то контактируете и понимаете друг друга. Мне тяжело понять, как вообще в чём-то может быть взаимопонимание между профессором философии и женщиной из дикого африканского племени».
Наша связь с Творцом подобна взаимоотношениям женщины из дикого племени с профессором философии. То, что мы что-то не понимаем в словах Творца, неудивительно. Б-г свидетельствует Сам о Себе: «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших» (Йешаягу 55,9). Небеса на иврите называются шамаим — от слова шам — «там», поскольку Небеса постоянно «там», они постоянно далеки от нас. Каждый раз, когда мы хотим приблизиться к Небесам и нам кажется, что вот-вот уже приближаемся, мы видим, что Небеса от нас отдаляются. Точно так же и мысли Творца. Они находятся от наших мыслей на бесконечном расстоянии. То, что нам иногда кажется, что мы приближаемся к пониманию мыслей Творца и Его путей, — это самообман, поскольку мысли Творца всегда остаются бесконечно далёкими от нашего понимания. Однако Творец, несмотря на нашу отдалённость от Него, подобно профессору философии, который пожелал жениться на девушке из дикого племени, возжелал нас, и говорил с нами через пророков, и дал нам возможность в чём-то понять Свои мысли. Поэтому когда нам непонятно что-то, сказанное в книгах Пророков или в Шофтим, мы не должны этому удивляться. Наоборот, если мы что-то понимаем из сказанного у Пророков, мы должны быть очень рады, поскольку слова пророков — слова чрезвычайно глубокие, отражающие мысли Творца. При поверхностном чтении понять их невозможно.
Надо читать и серьёзно вдумываться в сказанное у пророков. Конечно же, важно также читать разъяснения великих комментаторов, которые проливают свет на различные места в этих книгах. Однако нет комментария, который объяснил бы всю их глубину, поскольку она бесконечна. Переведённые на русский комментарии к книгам Шофтим и Невиим мне неизвестны. Можно послушать аудио-уроки по книге Млахим на нашем сайте, например /audio/lessons/lessons_2097.html .
С уважением,
Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону