Темы: Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Деньги, Духовность, Осквернение Имени Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос, конечно, насущный: мне очень стало тяжело в еврейской среде, так сказать, в «мирку». Нет, меня уже давно не раздражает, а просто стало ненавистным, как евреи относятся друг к другу, каждый имеет цену, все превратилось в сплошной бизнес, в тебе хотят видеть мешок денег, а если нет, то тогда извините, станьте в очередь, продается все, девушки, юноши, Тора. Как устраниться от всего этого, как!?
Ицхак Райх, Москва
Уважаемый Ицхак!
Мне очень близка Ваша боль. Больно видеть, как многие евреи, о которых Творец говорит (Дварим 14, 1): «Сыны вы Господу, Б-гу вашему», радикально отдалились от всего духовного и их интересуют только деньги и материальные блага. Это то, что порождает пренебрежение к ближним (см. Почему умерли ученики рабби Акивы) и, в конце концов, обоюдную ненависть и раздоры. Мудрецы сказали (Талмуд, трактат Йома 9 б), что ненависть к ближнему приравнивается к трём самым серьёзным грехам – прелюбодеянию, идолопоклонству и убийству. Также сказали мудрецы (там же), что из-за беспричинной ненависти был разрушен Второй Храм.
Как я уже написал, основная причина всему этому – погружение «с головой» в материальный мир. Однако эта проблема вовсе не специфически еврейская. К сожалению, весь мир сегодня экстремально отдалился от всего духовного. Сегодня спрашивают человека не «Кто ты?», а «Что ты?»
Все характеристики сегодняшнего поколения ярко напоминают характеристики поколения перед приходом Машиаха, как говорят о нем мудрецы (Талмуд трактат Сота 49 б): «Наглость увеличится, царство (империя) обратится в ересь, и нет обличения, дом собрания развратится, мудрость станет зловонной, боящиеся греха станут ненавистны, правда исчезнет, юноши будут позорить старцев, старцы будут вставать перед малыми, сын опозорит отца, дочь восстанет на мать, невестка – на свекровь, враги человеку домашние его, лицо поколения – как морда пса, сын не стыдится отца».
Подробнее о поколении перед приходом Машиаха читайте Современная молодёжь и духовность… Совместимы?.
Однако, несомненно, мудрецы не имели в виду, что всё, без исключения, поколение будет так выглядеть. Ведь сказали мудрецы (Талмуд, трактат Йома 38 б): «Увидел Всевышний, благословен Он, что малочисленны праведники, и поместил их в каждое поколение». Мы знаем, таким образом, что в каждом поколении есть праведники, и у каждого человека есть свобода выбрать, быть праведником («устраниться от всего этого», по вашим словам), либо быть грешником (и идти «за массой»).
Как же мы можем «устраниться от всего этого»?
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, следует задуматься, что же является главной причиной погружения человека во всё материальное.
Приведу слова Рамхаля из книги Дерех Ашем (1: 4), в которых содержится ответ на этот вопрос:
«Что касается самого человека, то мы уже упоминали, из чего он состоит: в нём соединились две основы, то есть душа и тело. И мы видим собственными глазами, что материальное в нём первенствует и его порождения очень сильны в нём. Ведь сразу после рождения он почти полностью материален, и мозг действует у него лишь немного. По мере его роста мозг крепнет, но всё равно не прекращает материальное править им и направлять его поступки…
И место, где человек находится, также материально и темно, и всё, что там есть, – материально, и дела человека в нём могут быть только материальными и телесными, потому что все люди материальны и телесны. И свойства самого человека, и составляющие его основы предопределяют, чтобы было именно так, потому что человеку нельзя обойтись без еды, и питья, и всех прочих природных вещей, и нельзя ему без денег и приобретения – чтобы он мог обеспечить эти свои потребности. И выходит, что и со стороны своего тела, и со стороны своего мира, и со стороны своих занятий человек погружён в материю и пребывает в её тьме, и очень большой труд и усилие ему придётся приложить, чтобы достичь свободы от этого, он привязан своей природой к этим материальным вещам».
Каким же образом можно выбраться из этого «погружения»?
Если человек задумается о Властителе мира, Его беспредельной мудрости и всесилии, о том, для чего привёл его Творец в этот мир, если будет во всех своих даже самых материальных действиях обращаться к Всевышнему, это даст ему возможность, в конце концов, освободиться от оков материальности и стать постепенно более духовным.
Сказали мудрецы (Талмуд, трактат Брахот 63а): «Каков тот маленький отрывок, на котором держатся все части Торы? – Во всех путях твоих познавай (волю) Его, и Он выпрямит стези твои (Мишлей 3, 6)».
Объясняет Виленский Гаон (в комментарии на книгу Мишлей): если человек на всех главных путях своей жизни («דרכיך») будет обращаться к Творцу, Творец выпрямит и его малые “стези”, “стёжки” в жизни («אורחותיך»).
Слава Б-гу, мне посчастливилось знать многих людей, которые основывают всю свою жизнь на духовных ценностях, и материальное у них лишь служит духовному. Такие люди уважают ближних и любят их.
С уважением, Реувен Куклин.
Читайте: О роде человеческом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Зелиг Плискин
Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону