Темы: Запреты, Война, Грех, Шмуэль, Колдовство, Заповеди, Давид, Шауль, Депрессия, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКвод hаРав (уважаемый раввин), Шалом! В Иерусалиме и не только в нём есть улицы, названные в честь царя Шауля. Но ведь царь Шауль был совершенно отрицательной личностью. Он был вынужденной мерой для Исраэля как царь. Он был патологическим параноиком. Он постоянно желал смерти Давиду и охотился за ним. Он повелел убить 80 коэнов. Б-г через Шмуэля отобрал у него царство. Он обратился за помощью к Эйн-Дорской колдунье. Как можно в честь такого человека называть улицы в городах? Тода (спасибо). Марк
Уважаемый Марк!
Я бы скорее сказал о Шауле, что он трагическая личность, но не преступник. Он был сам по себе большим человеком. Не случайно Б-г велел пророку Шмуэлю его помазать на царство.
У него была удивительная скромность. Когда его помазали на царство, он даже не сообщил семье (Шмуэль I 10:16).
Да, он совершал грехи (Диврей а-Йамим I 10:13, 14), но, как уже сказал раби Йеуда а-Леви, «велик тот, чьи грехи можно сосчитать».
Он не дождался пророка Шмуэля и сам принес жертву. Шмуэль велел ему подождать семь дней, но ситуация становилась всё опасней — и Шауль принес жертву до прихода пророка (Шмуэль I 13:8-14).
Вторая ошибка — не уничтожил Агага «и лучших овец» и т.д. (Шмуэль I 15:9). Боялся народа — т.е. у него не было решительности не считаться с мнением народа, когда есть прямой приказ Б-га. Тогда царство было передано другому, Б-г велел Шмуэлю помазать на царство Давида, пока тайно: «…ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (там же, 23). И с тех пор у Шауля был руах раа, наказание от Б-га — депрессия или мания преследования (там же, 16:14).
Уничтожение коэнов города Нова было страшным преступлением (Шмуэль I 22:6-19). Ахимелех а-Коэн и город коэнов не собирались ничего делать против царя Шауля, не вступали в заговор. И то, что он погиб на войне, было наказанием от Б-га за то, что он казнил коэнов Нова.
Но ведь он был уже болен и под воздействием руах раа считал, что жители Нова восстают против него.
Обращение к Эйн-Дорской колдунье также было преступлением.
Написано (Брахот 12): если человек совершает преступление и стыдится этого, Б-г прощает его. Талмуд замечает, что, объясняя пророку Шмуэлю, зачем он потревожил его, обратившись к колдунье, Шауль не упоминает урим и тумим. Говорит, что Б-г не отвечал ему ни через пророков, ни через сновидения, а об обращении к урим и тумим — ни слова (Шмуэль I 28:15). Талмуд говорит: Шауль стыдился упоминать урим и тумим, находившиеся на нагруднике Коэна Гадоля (Первосвященника), из-за того, что казнил коэнов Нова.
Царь Шауль прожил трагическую жизнь. Но и тогда, когда он уже страдал от руах раа, ему всё еще было присуще величие.
Так, Шаулю и его людям сообщили, что «бунтовщик» Давид находится в пустыне Маон, и они пошли, чтобы его схватить. Люди царя уже окружали Давида с его людьми, но тут к царю пришел вестник и сказал: «Иди скорее, ибо плиштим напали на страну». Шауль оставил всё, хотя Давид был уже практически окружен, и пошел сражаться за общенародное дело.
Шмуэль сообщил Шаулю, что тот погибнет в бою вместе со своими сыновьями. Сделать было ничего нельзя, война уже шла. И он идет в этот бой, не бежит, оставив армию. Это тоже мужество — не убегать от того, что должно быть. Возможно, он понимал, что это будет его искупление.
Шауль назван «бхир а-Шем» — «избранник Б-га» (Шмуэль II 21:6).
Давид, оплакивая Шауля и его сына Йонатана, сказал: «Исраэль, краса на горах твоих (пала) убитой! Как пали герои!.. Шаул и Йонатан, любимые и приятные при жизни своей, и в смерти своей неразлучны; быстрее орлов, сильнее львов они были… Как пали герои, погибла сила ратная!» (Шмуэль II 1:18-27).
В Гмаре задается вопрос (Йома 22 б): насколько уверенно может себя чувствовать человек, которому помогает Б-г, до каких пор ему не надо бояться, что Б-г его оставит? Ведь Давид совершил два преступления и не был лишен царства, а Шауль совершил одно — и был лишен царства? Из Гмары видно, что у Б-га было разное отношение к нарушениям Шауля и нарушениям Давида. Неужели Б-г взирает на лица?!
Ор а-Хаим объясняет: Б-г требует от каждого «по его возможностям», в соответствии с его натурой. Шауль был по натуре уравновешенным. А уравновешенный человек не таким большим усилием может удержаться от нарушений. Давид же был «кипящим», как сказано, «красноватым» (Шмуэль I 16:12). Такому надо намного больше работать над собой, чтобы избежать ошибок. А Б-г судит каждого соответственно его природе, его силам и возможностям.
Именно поэтому Б-г отнесся по-разному к ошибкам Шауля и ошибкам Давида.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Куклин
А как же тогда узнать будущее?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону