Темы: Цель творения, Награда и наказание, Свобода выбора и предопределенность, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как понять утверждение: «Всё в руках Творца кроме страха перед Самим Творцом»? Могущество Всевышнего необъемлемо, следовательно, оно должно охватывать и богобоязненность человека. Всемогущий Творец может сделать человека богобоязненным или, наоборот, сделать из него безбожника. Но в вышеприведенном утверждении сказано, что всё в руках Творца, кроме страха перед Ним. С уважением! Эмануель
Здравствуйте, Эмануель!
Вы задаёте верный вопрос. Ведь если Всевышний всемогущ, как может быть, чтобы в какой-то области Он не присутствовал? Что означает приведенное Вами изречение из трактата Брахот (33 б; обычно переводится как «Все в руках Небес кроме страха перед Небесами»).
Однако давайте попробуем понять, зачем Всевышний вообще создал мир, в чём суть нашего с Вами пребывания в этом мире, ради чего мы здесь.
Как сказано в священных книгах, Всевышний добр и Его воля — делать добро. Поэтому Он сотворил создания, которым Он может сделать добро. Но настоящее чувство удовлетворения приходит, именно когда мы что-то зарабатываем сами, а не получаем это просто подарком. Для этого Всевышний оставил нам — людям — свободу выбора. Так мы можем, борясь со своим злым началом, честно заработать себе награду, а не получить «хлеб стыда», т.е. незаработанное благо.
И так сказано в Торе (Дварим 30:15-19):
«Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро и смерть и зло, Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Б-га твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Господь, Б-г твой, на земле, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое и не будешь слушать, и собьешься с пути, и поклоняться будешь богам иным, и будешь служить им, То я возвещаю вам сегодня, что наверное погибнете и не долго пробудете на земле, ради которой переходишь ты Йардэн, чтобы войти туда владеть ею. В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое».
Мы видим, что за свои поступки мы полностью несём ответственность сами и не можем сказать, что на это была воля Б-га. И это соответствует цели сотворения мира. Ведь Всевышний создал мир, чтобы дать нам благо, но не «бесплатно», а как награду за наши правильные действия. А это возможно, только если решение, как поступить в той или иной ситуации, будет зависеть от нас, от нашего свободного выбора.
Так что мы видим, что Всевышний намеренно оставил богобоязненность, трепет перед Небесами на нашу ответственность — ради нас самих.
С уважением, Моше Аксельрод
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону