Темы: Награда и наказание, Цдака, Душа, Кадиш, Заповеди, Суд, Хесед, Изучение Торы, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГоворят, что для умерших близких можно что-то сделать, как-то помочь. Что имеется в виду, и как это понять? N.
Уважаемая N.,
Известно (см., например, в начале книги рава Хаима Виталя[1] «Шаарей Кдуша»), что человек, его собственная суть, — не тело, а душа. Тело же — лишь одежда, подходящая душе.
И потому с уходом из жизни существование человека не заканчивается, он только снимает одежду этого мира и переходит в другое бытие.
Это новое существование — продолжение жизни, обусловленное всей совокупностью действий и обретений человека в прошлом. Но теперь душа, свободная от материальной оболочки и вышедшая из мира сокрытия, узнает истинный смысл всего, что с ней происходило и что она совершила. Полнота ее ощущений также безмерно возрастает.
Человек начинает путь спусков и подъемов. Его судят, затем следует спуск для воздаяния за проступки и искажение цели, ради которой он пришел в мир, и для очищения. И подъем — вследствие его заслуг или после наказания и искупления.
Путь этот труден для души. В особенности, в течение первого Суда, до 12 месяцев после ухода из мира. Позже душу возвращают на Суд, например, в день годовщины ухода (по еврейскому календарю).
Человек не может совершить новых действий или изменить последствия старых после ухода из этого мира. И потому не способен сам повлиять на ход Суда и очищения. Душа жаждет подняться, быть в сени Всевышнего, приблизиться больше, но в том мире нет действия и выбора. (При жизни же можно качественно изменить даже то, что уже совершено, посредством раскаяния).
Однако действия людей, живущих в нашем мире, могут повлиять на положение души умершего. И, прежде всего, — дела его детей, внуков и т.д. Поскольку в них вложены его силы и стремления, они его «поросль», продолжение, их дела отчасти засчитываются как дела самого умершего. Правильное действие поднимает душу умершего, становится его защитником, неправильное — опускает душу и становится обвинителем. В силах живых — помочь приблизить души ушедших к жизни. Об этом сказано в Мишлей царя Шломо (Притчах царя Соломона; 16:15): «В свете лика царя — жизнь…»
Некоторые действия, совершаемые ради души умершего, особенно помогают возвышению его души (עילוי נשמה, «илуй нешама»):
С уважением, Эльяким Залкинд
[1] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат, Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми
Рав Бенцион Зильбер
Как нам, евреям, относиться к такому явлению?..