Темы: Каббала, Авраам, Десятина, Маасер, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОт чего Аврам заплатил 10% Малкицедеку (Берешит 14:18-20)? Только ли от имущества, которое он от нитки до ремешка от обуви вернул царю Сдома?
Если да, то интересует последовательность: вначале 10%, а затем оплата вознаграждения людей Аврама, а потом возврат остатка в Сдом? Просто написано «от всего» — может быть, это вообще от всего своего имущества? Ведь он до этого никому не платил?
Еще интересны два вопроса. На войну Аврам пошел, узнав, что его брат пленен. Почему при перечислении того, что было получено по итогу войны, брат указан во вторую очередь, а на первом стоит имущество?
В одном из комментариев указано, что, отказавшись от имущества Сдома, Аврам отказался от искр святости. Но, если заплачено «от всего» до возврата в Сдом, то 10% от них должно было попасть в Шалем. Что такое «искры святости» и каковы последствия их получения или отказа от них?
Шалом!
Спасибо за интересный вопрос. Согласно мидрашу «Пиркей дэ-раби Элиэзер» (гл. 27), переводу «Таргум Йонатан» и многим комментаторам, Авраам отделил десятину от захваченного на войне имущества, принадлежавшего когда-то жителям Сдома. Следует понимать, что имущество это являлось законным приобретением Авраама и он видел своей обязанностью в первую очередь отделить от него десятину, а уж потом распоряжаться им по своему усмотрению.
И вот, Авраам не принимает предложение царя Сдома и отказывается от принадлежащих ему по праву военных трофеев. Но сделать это он мог только от своего имени и от имени своих рабов. Долей свободных людей, участвовавших в походе, он не мог распоряжаться, поэтому, во избежание недоразумений, Авраам подчеркнул, что они имеют право оставить ее у себя.
В течение всего похода Авраам не притрагивался к чужой пище, но не смог удержать от этого своих рабов. Заплатить за эту пищу Авраам отказался: в конечном счете, рабы воевали для царя Сдома и им причитается за это плата. Но даже если принять, что они присвоили еду незаконно, хозяин не обязан возмещать украденное своими рабами («Аамек Давар»).
Один из основополагающих принципов Сокровенной Торы: в любом предмете и в любом явлении этого мира, даже самом материальном, содержатся «искры святости». Это некий аспект, раскрывающий Славу Творца (так объясняет это понятие рав Элияу Деслер в книге «Михтав мэ-Элияу», т. 2, с. 212). Иногда этот аспект трудно разглядеть, он словно покрыт толстым слоем нечистоты, тогда говорят, что искры святости находятся «в изгнании». Задача праведника — вызволить эту искру из изгнания, то есть показать, как с помощью той или иной частички этого материального мира можно приблизить мир к конечной цели — раскрытию единства Творца. Куда бы ни направлялся Авраам, его первостепенной задачей было собирать эти искры святости. Поэтому об освобождении имущества Сдома и сообщается сначала — согласно степени важности для Авраама (по комментарию раби Моше-Давида Вали — 1697-1776, Италия).
Если так, у нас есть ответ и на второй Ваш вопрос. Именно для того, чтобы раскрыть этот духовный аспект — искру святости — в имуществе Сдома, Авраам хотел в первую очередь использовать это имущество для выполнения заповеди, то есть отделить от него десятую часть и отдать ее коэну — праведному Шему, сыну Ноаха. И только после этого он согласился вернуть захваченное царю Сдома.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Даниель Маршальский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону