Темы: Награда и наказание, Предопределение, Свобода выбора, Добрые дела, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли. Помогите, пожалуйста, разобраться. Разве можно говорить о свободе воли, когда выбор, предоставляемый человеку, сводится к тому, чтобы: А) поступить хорошо и получить награду или Б) поступить плохо и получить наказание?
В чем здесь свобода воли? Ведь нет никакого выбора? То есть весь мир для человека создан таким образом, что он либо будет поступать так, как хочет его Творец, либо будет наказан. Где же здесь ДОБРО, которое есть суть Творца?
Если бы, например, человек мог украсть у другого и не получить никакого наказания, кроме собственного чувства вины, можно было бы говорить, что он свободен выбирать. А так разве можно? Поясните, пожалуйста. Спасибо.
Здравствуйте!
Признание наличия у человека свободы выбора — фундамент иудаизма, аксиома еврейского мировоззрения (см. Рамбам «Законы раскаяния» 5:3, Рамхаль «Дэрех а-Шем» 1:3). Как сказано в Торе (Дварим 30:19): «…жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Из этого мы можем понять, что нам предоставлена свобода выбора. Это также подкрепляется традицией мудрецов: «Раби Ханина сказал: “Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами”» (Брахот 33 б). Аналогично этому: «Всё предрешено, но свобода (выбора) дана… и всё (оценивается) согласно поступкам» (Авот 3:15).
Свобода выбора сводится к трем основным моментам:
Выстраивание системы личных ценностей не гарантирует автоматического принятия решения на ее основе, а принятие решения не гарантирует реализацию его на практике, так как еще можно передумать и принять другое решение. Поэтому свобода выбора подразумевает право выбирать на всех этих трех уровнях.
Осознание того факта, что за совершенные поступки есть духовное воздаяние, является первой «стадией» свободы выбора — определением личной системы ценностей. Вера в духовное воздаяние уже находится в зоне выбора человека. Человек может выбирать, верить ему в духовное воздаяние или нет. Но даже если духовное воздаяние уже является для него неоспоримым фактом, далее идет следующая стадия выбора — принятие решения на основании этого знания. Но и это еще не гарантирует, что правильный выбор будет осуществлен на уровне практики.
Внешние факторы оказывают огромное влияние на наш выбор. У каждого человека есть инстинкты, желания и приобретённые наклонности. Эти силы влияют на большинство его действий. Устоять перед своим желанием или пойти за ним, за своей природой, зная, что за это полагается наказание, — это и есть свобода выбора. Управлять своей природой не так-то просто, даже когда знаешь, что все поступки влекут за собой награду или наказание.
А согласно учению Мусар подавляющее большинство действий человека совершается под действием внутренних, подсознательных сил, устоять перед которыми без усилий и внутренней работы практически невозможно.
В книгах написано, что у каждого человека — своя зона выбора, в зависимости от его слабостей и недостатков. Для одного испытание заключается в том, чтобы устоять перед какими-то низменными искушениями: измена, воровство, нанесение ущерба другим людям и т.д. Для другого испытание — в верности своим моральным ценностям и уровню добросовестности. Для третьего испытание находится в сфере межличностных отношений (помощь другим, доброжелательное отношение к людям), а для четвертого — в исполнении «сухих» требований Галахи (еврейского Закона). Всем нам приходится выбирать, а в зависимости от нашего духовного уровня меняется и точка выбора.
Добро Творца здесь в том, что человеку предоставляется возможность стать более совершенным и удостоиться будущей награды за счет труда и подчинения своих инстинктов разуму. Согласно замыслу Творца, благо не должно достаться даром, оно должно прийти как награда за исполнение Его воли через правильную работу со своим дурным началом. Инструментом же достижения духовной награды является исполнение заповедей и совершение правильных действий.
С уважением, Моше Сытин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Захария Матитьяу
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону