Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Свобода выбора, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац
Раби Ханина бар Хама — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; его преемник в качестве главы ешивы в Ципори.
Родился в Вавилонии; переехав в Землю Израиля, поселился в Ципори и учился там в ешиве р. Йеуды Анаси (ИТ Пеа 7:3, Нида 2:7).
Его ближайшими друзьями и сотрудниками в изучении Торы были р. Хия (см.), р. Ошая (см.), р. Йеошуа бен Леви (см.) и сыновья р. Йеуды Анаси — р. Гамлиэль (см.) и р. Шимон.
Перед смертью р. Йеуда Анаси завещал, чтобы именно р. Ханина бар Хама сменил его во главе ешивы (Ктубот 103б). Отдавая все свое свободное время изучению Торы и воспитанию учеников, р. Ханина зарабатывал на жизнь продажей меда — его дело шло настолько успешно, что он смог на свои средства построить новый дом учения в Ципори.
Раби Ханина был также прославленным врачом, спасшим жизнь многим своим пациентам (Йома 49а). Он и сам сохранил свежесть и здоровье до глубокой старости — Талмуд свидетельствует, что и в восемьдесят лет он мог, «стоя на одной ноге, натянуть ботинок на другую» (Хулин 24б).
Именно р. Ханине принадлежит знаменитая формула тотальной зависимости человека от воли Всевышнего: «На земле человек не ушибет пальца, если в Небесах не будет вынесен соответствующий приговор» (там же 7б). В то же время, даже в ситуации тотальной зависимости, воля человека остается парадоксально свободной — тот же р. Ханина учил: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33б).
Раши комментирует это противоречие так: «Все, что будет с человеком, в руках Всевышнего — например, вырастет он высоким или низким, будет ли он бедным или богатым, мудрым или глупым, блондином или брюнетом — все это в руках Небес. Но станет он праведником или злодеем — решают не на Небесах; этот выбор передан человеку — перед ним два пути, и он должен избрать один из них, руководствуясь страхом перед Небесами» (там же).
Путь к всемирной гармонии и братству людей р. Ханина видел в глубинном постижении Торы, отражающей Б-жественный разум. Он говорил: «Изучающие Тору умножают мир во Вселенной» (там же 64а).
Ближайшими учениками р. Ханины были р. Йоханан (см.), составитель Иерусалимского Талмуда, и его друг и постоянный оппонент р. Шимон бен Лакиш (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Земли Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?