Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Кашрут, Хабад, Алия, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Яаков бар Моше-Лейб Ландо (5653-5746 /1893-1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, главный раввин г. Бней-Брака.
Происходил из старинного раввинской рода: его предками были такие выдающиеся законоучители конца эпохи ришоним, как р. Йеуда-Лива Ландо, главный раввин немецкого города Ландау (отсюда и фамильное прозвище семьи), и р. Яаков-Барух Ландо, составитель авторитетного алахического кодекса Агур (Припасенное). Его предком был и знаменитый пражский раввин р. Йехезкель Ландо (Нодэ биЙеуда), род которого, в свою очередь, по одной из линий восходил к прославленному комментатору р. Шломо Ицхаки (Раши), а от него — к царю Давиду.
Родился в российском местечке Курниче, где его отец был раввином.
Учился у отца, а затем в хабадской ешиве Томхей Темимим, возглавляемой р. Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном.
Совершенствовал свои познания под руководством выдающегося законоучителя р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева), возглавлявшего хабадскую общину г. Двинска (Даугавпилса).
Получив раввинское посвящение, восемнадцатилетний р. Ландо стал официальным законоучителем любавического «двора» — он отвечал на спорные алахические вопросы, присылаемые из различных общин Хабада. Он был особенно близок к р. Йосефу-Ицхаку Шнеерсону, ставшему в 5680 /1920/ году во главе любавического движения.
В середине 5680-х /1920-х/ годов любавический Ребе перенес свой «двор» в Ленинград. В обстановке жесточайших большевистских репрессий он сумел создать подпольное «государство Торы». Эмиссары Ребе, каждый из которых отвечал за развитие еврейской жизни в определенном регионе России, открывали тайные молельни и миквы, хедеры и ешивы (Гдолей Русия).
В эти годы р. Ландо поселился в Москве, где организовал подпольные группы, в которых еврейские студенты московских вузов изучали традиционные ценности Торы.
Он относился к каждому из учеников с сердечной теплотой и вниманием, и его влияние на студентов было исключительно сильным (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.181).
В 5695 /1935/ году ему удалось совершить алию на Землю Израиля.
Некоторое время спустя, по рекомендации одного из глав поколения р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), р. Ландо был избран главным раввином Бней-Брака — нового города, строящегося на побережье Средиземного моря.
Р. Ландо сумел организовать все стороны жизни города в точном соответствии с требованиями законов Торы. В городе было создано множество ешив, и он стал одним из мировых центров еврейской мысли.
С годами Бней-Брак приобрел уникальный облик «города Торы», в котором сложилась строгая атмосфера благочестия и нравственной чистоты. В шабат и праздники весь город погружается в состояние святого покоя. Особой славой по всему еврейскому миру пользуются высочайшие стандарты кошерности продуктов питания, установленные р. Ландо в Бней-Браке (там же).
Р. Яаков Ландо умер двадцать пятого швата 5746 /1986/ года — ему было девяноста три года.
Его сын сменил его на посту главного раввина Бней-Брака.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина